Существующие в Украине коррупционные риски сводят «на нет» весь возможный позитив этого инструмента привлечения инвестиций. Нужны новые нестандартные подходы, чтобы минимизировать коррупционные и бюрократические риски.
Украинский опыт «черных дыр»
В Украине вместо эффективной модели рыночной экономики, спецзоны стали «черными дырами» бюджета, инструментами для поддержки интересов отдельных бизнес-групп. После почти 20 лет функционирования все они были упразднены в 2005 г. новой властью как коррупционные. По словам экс-министра финансов Виктора Пинзеника, из-за существования СЭЗ госбюджет ежегодно недополучал 12,5 млрд. грн. «В 2004 г., когда действовали 11 свободных экономических зон (СЭЗ) и 9 территорий приоритетного развития (ТПР), прирост доходов бюджета составлял 9,5 млрд. грн., а в 2005-м, когда мы отменили для них льготы, — более 32 млрд. грн.», – заявил он.
Несмотря на отдельные позитивные примеры (как строительство завода по производству подсолнечного масла американской компанией «Каргилл», инвестиции Jabil Circuit в создание завода по производству электроники в Закарпатье, модернизация Донецкого МЗ с созданием на его мощностях мини-завода ISTIL (Украина)), в целом результаты работы СЭЗ в Украине не оправдали ожиданий, влияние на развитие отечественной экономики оказалась незначительным. Большие и серьезные международные компании к нам не пришли, в спецзоны заселились преимущественно мелкие и средние отечественные инвесторы, некоторые из которые вообще оказались мошенниками и контрабандистами. Большинство созданных СЭЗ не имели отношения к производству и экспорту высокотехнологичной продукции.
По данным академика НАН Украины Валерия Гееца, «за весь период функционирования СЭЗ и ТПР предполагали достичь таких показателей: привлечение инвестиций – свыше $17,1 млрд. (фактически – $2,1 млрд., или 12,2% от запланированного); создание новых и сохранение существующих рабочих мест – 387,4 тыс. (фактически – 137,7 тыс., или 35,5% от запланированного). В общем объем использованных субъектами спецрежимов внутренних и внешних инвестиций составил 9,8 млрд. грн. при размере предоставленных налоговых льгот в 8,4 млрд. грн.».
Таким образом, вместо заложенного в идеале принципа действия СЭЗ «вкладывай (свои инвестиции) и зарабатывай», реализовывался сценарий «механизма для оптимизации налогов» с выводом прибыли.
Исследователи, изучавшие историю и особенности функционирования экономических спецзон в нашей стране, в числе основных причин неэффективности спецзон в Украине называют следующие:
• отсутствие четкой и стабильной законодательной базы для создания и функционирования СЭЗ, а также механизмов администрирования и контроля за их работой;
• отсутствие эффективной координации между администрациями зоны и госучреждениями, которые причастны к созданию льготных режимов (министерство финансов, таможенный комитет, министерство экономики и др.), вследствие чего многие вопросы, требующие государственного вмешательства, решались очень долго или не решались вообще;
• отсутствие государственной и региональной поддержки в виде содействия в создании транспортной и коммуникационной инфраструктуры, необходимой для функционирования СЭЗ;
• усложнение работы «нормальных» СЭЗ чрезмерным количеством необходимых согласований или разрешений;
• возможность формирования полулегальных схем деятельности на территории СЭЗ;
• высокий уровень коррупции на всех уровня власти.
Те же грабли?
И все же, несмотря на кажущуюся очевидность неэффективности СЭЗ в Украине, за последние 3 года несколько раз поднимался вопрос об их реанимации. В 2010 г. накануне президентских выборов в парламент правительство Ю. Тимошенко одобрило законопроект «О территориях приоритетного развития», однако исход выборов эту идею, расцененную экспертами как популистскую, похоронил.
В том же 2010-м году о возможности воссоздания СЭЗ заговорили в противоположном политическом лагере. Новый президент Украины В. Янукович заявил следующее: «В отдельных случаях, где нужно… в кризисное время использовать преимущества этого закона (о СЭЗ), посмотреть на каких территориях…, там, где депрессивная экономика, в каких отраслях. Нужно вернуться к этому вопросу».
До сих пор у этой идеи возврата к СЭЗ в новой властной команде было достаточно противников, поэтому их реактивация была признана нецелесообразной – все из-за тех же коррупционных рисков. Сегодня, когда экономическое положение Украины становится все более сложным, в недрах власти готовится новая попытка восстановления СЭЗ. Уже принят (пока во втором чтении) ряд законопроектов, которые могут служить базой для создания специальных экономических режимов.
Независимые экспертные выводы говорят о том, что СЭЗ могут быть инструментом для активизации развития отдельных депрессивных территорий или отраслей, однако не смогут вывести страну из кризиса. Более того, в Украине в условиях сращивания интересов власти и крупного бизнеса, отсутствия независимой судебной власти и эффективных контролирующих органов воссоздание СЭЗ приведет к возобновлению черной и серой контрабанды, уходу от налогов, отмывания грязных денег. Более того, в условиях растущего дефицит бюджета такое решение противоречило бы задекларированному правительством курсу на снижение налоговых льгот.
По данным ZN.UA, вопрос пересмотра налоговых льгот поднимался при разработке правительственной программы стимулирования экономики и в ходе переговоров с МВФ, но до последнего времени откладывался из-за его «чувствительности». Общая сумма льгот по налогу на прибыль и НДС, по данным правительства, в прошлом году превысила 100 млрд. грн. Сумму потерь налоговых поступлений оценивают в свыше 15 млрд. грн. – по налогу на прибыль и 30 млрд. – по НДС.
На фоне отмены или урезания налоговых льгот, вопрос о реанимации СЭЗ в Украине может сильно осложнить перспективы экономического сотрудничества как с МВФ, так и подписания соглашения о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом.