Благодаря подписанию Меморандума о взаимопонимании между Кабмином и электрометаллургическими предприятиями и установлению экономически обоснованной цены на электроэнергию для ферросплавщиков Запорожья и Стаханова, с 1 марта ЗЗФ и СЗФ вновь заработали. А вот для НЗФ расценки на электроэнергию по-прежнему остаются высокими, добивая это градообразующее предприятие. Хотя Никопольский ферросплавный сейчас полностью отвечает критериям, по которым снизили тарифы для ЗЗФ и СЗФ.
Отечественная ферросплавная отрасль дает все больше оснований для оптимизма. Возобновили работу Запорожский и Стахановский заводы, которые были вынуждены останавливаться в декабре из-за высоких цен на электроэнергию. Теперь же, благодаря реализации Меморандума о взаимопонимании между Кабмином и электрометаллургическими предприятиями, на том же ЗЗФ уже строят планы выхода до конца 2013-го на полную загрузку. Всего лишь месяц работы после вынужденного простоя (когда по домам на пособии по безработице сидело больше двух тысяч заводчан) – а уже ко всем вернувшимся на ЗЗФ приняли еще 319 новых работников. В местный бюджет за март перечислили почти два миллиона гривен, а в Пенсионный фонд – пять с половиной. В первый же месяц работы выкроили на ЗЗФ больше четырех миллионов и на внедрение инвестиционных программ.
– Всего же до конца 2013 года инвестиции в развитие производства на нашем заводе составят больше 137 миллионов гривен, – уверен председатель правления завода Павел Кравченко.
Успешно восстанавливаются дела и у Стахановского ферросплавного. Здесь только за март сумели выйти на 57% загрузки мощностей, а до конца года планируют – довести этот показатель до 76%. За март стахановские электрометаллургии выплатили в госбюджет налогов 2,4 млн. гривен, а в местный – 0,7 млн. грн. Электроэнергии СЗФ в марте приобрел на 49 млн. гривен, а до конца года стахановские ферросплавщики заплатят энергетикам 626 млн.
Эти же показатели на ЗЗФ не менее впечатляющие: в марте купили электроэнергии на выплавку ферросплавов на 52 млн. гривен, а с марта по декабрь 2013-го планируется уплатить более 1 млрд. гривен.
То есть от возобновивших работу гигантов в серьезном выигрыше окажутся и украинские электростанции. А если следить и дальше по цепочке – то и отечественные шахты, чей уголь используют энергетики.
Но только за счет ЗЗФ и СЗФ энергетики и угольщики не смогут обеспечить себя стабильной работой и постоянным входящим денежным потоком – в то время, как на ЗЗФ и СЗФ жизнь налаживается, на Никопольском ферросплавном – которому тарифы на электроэнергию не снижали, а, наоборот, в очередной раз повысили (за I квартал 2013-го почти на 5%) – дела идут все хуже и хуже. И в 2011-м, и в 2012 годах завод сокращал выпуск ферросплавов (на 15,8% и 14,6% соответственно).
– Но это был еще не предел нашего затяжного падения, – говорит генеральный директор завода Владимир Куцин. – Сейчас мы были вынуждены сократить производство на 60%.
Главной причиной такого падения В. Куцин называет тариф – 97 долларов за мегаватт/час, который не позволяет вывести предприятие хотя бы «в нули»: – Ежемесячно наши убытки составляют, примерно, 100 миллионов гривен.
Из-за сверхвысокой цены на электроэнергию, себестоимость продукции НЗФ слишком высока, т.е. нет возможности конкурировать ценой. К тому же на мировых рынках стоимость ферросплавов продолжает снижаться – вот и попробуй тут Никополю продать свои ферросплавы, пусть они и самые качественные в мире.
– И чтоб наш завод не остановился, чтоб не пришлось увольнять рабочих, нам тоже нужна цена 60-65 долларов за мегаватт/час, – резюмирует Владимир Куцин.
Электрометаллургии ссылаются на зарубежный опыт, где государство своих ферросплавщиков всячески поддерживает. Так, например, иностранные конкуренты имеют «экологические льготы», суть которых в том, что ферросплавные заводы свои неиспользованные квоты по выбросу углекислого газа в атмосферу передают тепловым электростанциям, а те за это продают им подешевле свою электроэнергию. А еще во многих странах электрометаллургам позволено свободно выбирать себе продавцов электроэнергии, им предоставляют государственные гарантии по кредитам, привлекаемым на модернизацию производства и т. д. Об этом украинским ферросплавным предприятиям пока остается лишь мечтать.
Кроме того, как говорят в Никополе, сейчас их завод уже полностью отвечает критериям, по которым получили экономически обоснованные тарифы их коллеги в Запорожье и Стаханове. Имеется ввиду среднемесячное потребление электроэнергии свыше 60 млн. киловатт/час и доля электроэнергии в себестоимости продукции не менее 30%.
– Когда правительство подписывало документы о снижении тарифов, наш завод еще не отвечал второму критерию, – говорят на НЗФ. – Но в январе-марте этого года доля электроэнергии в себестоимости нашей продукции составляла уже порядка 34 процентов, а объем потребления, например, был значительно больше 60 млн. киловатт/час – в марте 192 млн. киловатт/час. Так что НЗФ имеет все основания для снижения энерготарифов.
Сегодня на НЗФ 8 из 16-ти печей уже стоят такие же холодные, как минувшей зимой на ЗЗФ и СЗФ. Также администрации завода пришлось отправить в вынужденный простой почти треть своих работников – это 2 тысячи человек.
И если энерготарифы для НЗФ не снизят до экономически обоснованных, заводу грозит полная остановка. Это значит, что почти 7 тысяч человек останутся без работы, которую найти им в Никополе будет уже практически негде. В результате только на пособиях по безработице государство потеряет за год 192 миллиона гривен. А госбюджет от простаивающего гиганта будет недополучать 245 миллионов в год.
Так нужно ли доводить до такой крайности, до таких потерь и государство, и Никополь – окончательно добивая тамошнего флагмана украинской ферросплавной отрасли?
Специалисты угольной отрасли обращают внимание на тенденцию – в Украине снижается объем добычи угля. Причина этого – рост запасов угля на складах шахт. Уголь не покупают электростанции, у которых, в свою очередь, снизили объемы покупки электроэнергии промышленные предприятия. Снизили потому, что цена электроэнергии давно перешла разумные границы. Т.е., энерготариф больно бьет не только по потребителям электроэнергии, в проигрыше и энергогенерирующие компании, и угледобытчики.
НЗФ может потреблять в год 3,5 млрд. киловатт/час. Для производства 1 киловатт/час нужно полкило угля. Если бы тариф на электроэнергию снизили до уровня, о котором говорят руководители предприятия, то один лишь НЗФ обеспечил бы потребление электростанциями 1,75 млн. тонн угля в год. Тем самым в выгоде останутся все – и госбюджет, и ферросплавщики, и энергетики, и угольщики.