У Шуфрича пересыхают скважины

Share


Крупнейший частный газодобытчик Украины к смене собственника готов.




15 января 2013 года Окружной административный суд Киева прекратил действие приказа Государственной службы геологии и недр от 22 ноября 2012 года №565, которым было остановлено действие специальных разрешений на пользование недрами, выданных ПАО «Нефтегаздобыча». Речь идет о спецразрешениях на разработку Семиренковского газового и Мачухского газоконденсатного месторождений. «Нефтегаздобыче» удалось довольно оперативно вернуть себе право промышленной разработки обоих участков, мотивировав свою позицию тем, что остановка работы скважин может привести к техногенной катастрофе. Причин для опасения действительно достаточно. Ведь при закрытых задвижках в устье скважины и трубопроводах резко вырастает давление, а вместе с ним растет риск ЧП.


Однако причины для оперативной реанимации производственной деятельности «Нефтегаздобычи» могут крыться и в том, что ПАО вышло на финишную прямую по смене бенефициара. Так, если в последние несколько лет им на паритетных условиях владели фирмы замсекретаря СНБО Нестора Шуфрича и депутата Николая Рудьковского, то сейчас их готовятся заменить структуры, входящие в окружение Президента. В пользу этой информации свидетельствуют минимум два факта. Во-первых, несколько месяцев назад у «Нефтегаздобычи» появился новый руководитель. И.о. председателя правления был назначен донетчанин Яков Проскурня, родственница которого Татьяна Проскурня входит в правление ПАО «Метал Юнион» Руслана Цыплакова (партнера Виктора Януковича-младшего по автоспорту). Во-вторых, с недавних пор «Нефтегаздобыча» официально сменила охранную организацию. По данным «k:», сейчас эти услуги газодобытчику оказывает ООО «Скат-ПКБ», непосредственным собственником которого является упомянутый «Метал Юнион».


В таком случае становится понятно, что в искусственном затягивании производственного простоя «Нефтегаздобычи» не была заинтересована ни одна из сторон. Так, для тандема Шуфрич — Рудьковский каждый день бездействия ПАО равен потере выручки от реализации около 2 млн. м3 газа. В свою очередь президентское окружение осведомлено о том, что консервация скважин в аварийном режиме резко сокращает их продуктивность. В случае с «Нефтегаздобычей» допускать такое развитие событий было бы кощунственно, ведь согласно официальной информации в 2012 году эта компания заняла первое место среди отечественных частных газодобытчиков, добившись показателей на уровне 645 млн. м3 газа и 29 тыс. т нефти и газоконденсата.


Вполне вероятно, что путь развития «Нефтегаздобычи» во многом повторит судьбу другой компании — ООО «Голден Деррик». Это предприятие, основанное структурами, близкими к нынешнему главе Министерства энергетики и угольной промышленности Эдуарду Ставицкому, на протяжении 2010–2011 года получило минимум 29 специальных разрешений на пользование недрами в Полтавской области. Львиная доля этих площадок (23) содержат нефть и природный газ, остальные шесть — сланцевый газ. По подсчетам «k:», эти сланцевые участки занимают более 1,5 тыс. км2, а значит на их разработку нужно потратить миллиарды гривен. Но, как оказалось, это не проблема «Голден Деррика» — разведку сланцевых залежей в Полтавской области решено осуществлять за государственный счет. Для этого в прошлом году на Полтавщине был открыт государственный научно-производственный центр «Укрнаукагеоцентр», который займется изучением запасов сланцевого газа за счет госбюджета. По такому же пути может пойти и «Нефтегаздобыча». Тем более что разрабатываемые ею Семиренковское и Мачухское месторождения также находятся в Полтавской области. Другой вопрос, захотят ли донецкие хозяева «Нефтегаздобычи» и «Голден Деррика» использовать геологическую информацию для инвестиций в промышленную разработку. Ведь вложения в нефтегазовый промысел характеризуются длительным возвратом средств. Поэтому вероятно, что оба предприятия — всего лишь портфельные инвестиции, которые со временем будут перепроданы профильным бизнесменам.


Комментарии