Нелепая идея оживления в Украине ликвидированного год назад Минпромполитики практически не имеет шансов на реализацию. Большая часть украинской промышленности находится под контролем финансово-промышленных групп, у которых нет никакой надобности в «бумажной деятельности», которые продуцировало это ведомство до 2011 года.
В ноябре 2012 г. экс-глава Министерства экономического развития и торговли Петр Порошенко сообщил, что правительство рассматривает возможность воссоздания Министерства промышленной политики, ликвидированного год назад (в декабре 2011 г.). Идею воссоздания Минпромполитики высказал ряд промышленных предприятий, которым, по-видимому, не хватает нормального хозяина и/или лоббистов своих интересов на уровне правительства.
Очевидно, что поручение Кабмину рассмотреть эту инициативу исходило от высшего руководства – скорее всего, от самого В. Януковича, у которого до этого побывали «ходоки от промышленности».
По словам П. Порошенко, идея воссоздания Минпромполитики не нашла поддержки ни в правительстве, ни у профсоюзов. Очевидные минусы – увеличение госаппарата и функций, которые будут возлагаться на государственных чиновников. В нищей стране появится дополнительная кормушка для трудоустройства нескольких десятков взяточников и лоббистов.
Понятно, что в нашей стране это ничего не означает – если мысль о необходимости реанимации Минпромполитики сумеют как следует отрекламировать Гаранту, оно еще может восстать из небытия. С другой стороны – есть же в руководстве страны хоть несколько вменяемых профессионалов, которые объяснят всю бессмысленность этой затеи?!
Кому не нужно Минпромполитики
Прошлогодняя ликвидация Минпромполитики стала второй в истории независимой Украины, и хочется верить, окончательной. А первый раз это произошло в декабре 1999 г. указом президента Кучмы, недовольного итогами работы ведомства. Вместо него было создано Госкомпромполитики (2000-2001 гг.), которое не смогло организовать эффективное управление базовых отраслей промышленности и, в свою очередь, было ликвидировано.
Воссоздано было Минпромполитики в 2001 г., и за последующие 10 лет так и не сумело доказать свою эффективность – ни в части управления государственными предприятиями, ни в части формирования государственной промышленной политики в базовых отраслях.
Только за 2010 г. проверка КРУ предприятий сферы управления Минпромполитики обнаружило финансовые нарушения на 1,3 млрд. грн. Впрочем, вопрос даже не в этом, по коррупционной составляющей тот же Минтранс выглядит намного круче. Главное, что Минпромполитики изначально не имело рычагов для реализации принятых в его недрах решений. Это было некий Госплан для промышленности, пытавшийся корректировать векторы развития ключевых отраслей. В период перехода от постсоветского экономического уклада к капитализму такие функции были востребованы, но, не имея возможностей реализовать эти правильные и красивые планы и стратегии, Минпромполитики с каждым годом все больше уходил в виртуальную реальность.
В недрах Минпромполитики написаны десятки отраслевых программ, уровень реализации которых стремится к нулю. Конечно, ответственность за это должны разделить между собой и другие министерства и ведомства, руководители конкретных предприятий и отраслевых объединений. Но в любом случае, написание программ и стратегий, которые никто не собирается выполнять, давно уже потеряло любой смысл.
В итоге, Минпромполитики ликвидировано по указу президента от 9.12.2010 г. «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти». А проще говоря, по причине бессмысленности его существования. Сегодня в Украине свыше 90% промпредприятий находится в частной собственности. В базовых секторах промышленности – ГМК, машиностроении и химпроме доля частного капитала приближается к 100%. Из крупных и привлекательных предприятий в госсобственности (формально, конечно) находятся только Одесский припортовый завод, «Турбоатом», приватизация которых может пройти уже в 2013 г., и ряд активов в энергетике и оборонке. То есть львиная доля промышленного потенциала страны сосредоточена в руках частного капитала. Он то и определяет, с большим или меньшим успехом, промышленную политику в подконтрольных им отраслях.
Отсюда риторический вопрос. Интересуют ли, например, Рината Ахметова и его менеджеров мысли и планы Минпромполитики в отношении развития ГМК Украины? Примерно в такой же степени не интересны виртуальные стратегии Минпромполитики и Дмитрию Фирташу, Игорю Коломойскому, Вадиму Новинскому, не говоря уже об Александре Януковиче.
Напомним, что функции Минпромполитики были распределены между МЭРТ (формирование, реализация государственной промышленной политики, научно-технической политики, лицензирование отдельных видов хоздеятельности), Государственным агентством по управлению государственными корпоративными правами и имуществом (реализация государственной политики по управлению объектами госсобственности) и Минприроды (лицензирование отдельных видов хоздеятельности).
Правопреемники Минпромполитики в части лицензирования:
Орган лицензирования | Виды хозяйственной деятельности |
Минприроды | пр-во особо опасных химических веществ, операции в сфере обращения с опасными отходами, сбор и заготовка отдельных видов отходов как вторсырья (согласно перечням КМУ) |
Минэкономразвития и торговли | заготовка, переработка, металлургическая переработка металлолома цветных и черных металлов. |
Минэкономразвития и торговли | изготовление, реализация, ремонт, модернизация и утилизация вооружения, военной техники, военного оружия и боеприпасов к нему |
Из длинного списка направлений, которыми должен заниматься МЭРТ в сфере промполитики, в нынешних экономических реалиях реально востребованы только функции лицензирования и составления балансов спроса и предложения по основным видам промпродукции, продовольственных и топливно-энергетических ресурсов.
Кураторы базовых отраслей промышленности в составе МЭРТ:
Структура | Руководитель |
Департамент промышленной политики | Виталий Майстренко |
-управление развития отраслей промышленности | Павел Шинкаренко |
-отдел развития ГМК и химпромышленности | Юрий Деркач |
Департамент развития реального сектора экономики | Олег Пендзин |
Сегодня вопросами реального сектора в правительстве непосредственно занимается 5-6 человек. Экс-министр промполитики Дмитрий Колесников (работал на руководящих должностях ЦГОКа и СевГОКа, принадлежащих СКМ), сейчас возглавляет Госкомимущество. В МЭРТ, обезглавленном после ухода Порошенко в парламент, вопросами промышленной политики в негосударственном секторе занимается департамент промполитики, руководит которым Виталий Майстренко (экс-гендиректор киевского «Радара»). Руководителем отдела, курирующего деятельность ГМК, является Юрий Деркач, ранее работавший заместителем начальника департамента металлургической и горнорудной промышленности Минпромполитики.
Интересы метпредприятий представляет ОП «Металлургпром», деятельность которого, с одной стороны, далека от эффективной (отраслевые балансовые совещания превращаются к ни к чему не обязывающую «говорильню»), с другой – непрозрачна даже для самих участников объединения. Однако проблемы эффективности работы «Металлургпрома» в его нынешнем виде не могут быть причиной для создания новой неэффективной структуры, потребности в которой у большинства промышленных предприятий нет.