Пришедший пару месяцев назад на должность президента «Сименс Украина» австриец Корнелиус Граниг считает, что украинцам нужно активней создавать положительный имидж своей стране как на внутреннем рынке, так и на внешних, поскольку только так можно привлечь инвестиции. Такое мнение топ-менеджера базируется на знании страны изнутри, ведь в Украине он работает уже несколько лет, в т.ч. три года он занимал должность зампреда «Райффайзен Банка Аваль». О том, каким проектами в сферах транспорта и энергетики «Сименс Украина» планирует заняться в ближайшее время, новый руководитель компании рассказал в эксклюзивном интервью uaprom.info.
Кто из украинских машиностроительных предприятий является основным партнером Siemens Ukraine?
Безусловно, Новокраматорский машиностроительный завод. Я сам недавно посещал это предприятие.
Являются ли Siemens VAI и Новокраматорский машиностроительный завод прямыми конкурентами в тендерном процессе либо вы участвуете совместно?
Прежде всего отмечу, что Siemens VAI и Новокраматорский машиностроительный завод сотрудничают уже очень много лет. Однако стратегия работы с заказчиками может меняться в зависимости от проекта. Чаще всего мы являемся конкурентами, но в определенных случаях или проектах мы можем быть партнерами. Например, все их промышленное автоматическое оборудование – от Siemens, у них очень современный большой завод, благодаря чему они поставляют немало продукции в Россию и страны Кавказа.
Но как вам удается совмещать партнерские и конкурентные отношения с ними?
Понимаете, практически все крупные предприятия в Украине оснащены оборудованием от Siemens, так что у нас даже есть специальная торговая марка Simatic, под которой выпускается ряд оборудования промышленной автоматизации. Эти заводы покупают различные части и детали у разных подразделений Siemens. Таким образом, происходит даже некоторое внутреннее соревнование: металлургические подразделения Siemens продают заводам целые комплексы, «проекты под ключ», а промышленные подразделения продают более мелкие компоненты нашим партнерам.
Возможно, вы сможете прокомментировать сотрудничество между Новокраматорским МСЗ и вашими конкурентами?
Я не могу комментировать сотрудничество завода с другими компаниями. Могу только сказать, что на протяжении многих лет ДП «Сименс Украина» является одним из главных поставщиков электротехнического оборудования для НКМЗ, в том числе промышленных контроллеров, двигателей, преобразователей частоты, коммутационной техники. В свою очередь, НКМЗ интегрирует оборудование Siemens в свою продукцию.
У вас есть опыт сотрудничества с другими машиностроительными заводами? Планируете ли вы расширение такого сотрудничества или реализацию новых проектов?
Siemens готов к сотрудничеству с украинскими партнерами и производителями. Многое зависит от объемов проектов. Мы выбираем партнеров с учетом уровня их конкурентоспособности, поэтому решение о сотрудничестве по проекту всегда планируется и оценивается в каждом отдельном случае.
Но покупать машиностроительные активы в Украине вы не планируете?
Мы успешно сотрудничаем тут со многими компаниями, так что пока не планируем.
Почему?
Сначала нам нужно стать больше, занять большую долю на рынке Украины, а потом уже можно думать о прямых инвестициях и местном производстве. Например, в России Siemens представлен гораздо более широко и производит очень широкий ряд продукции. В частности, на днях в Воронеже на базе действующего завода Siemens был официально открыт цех по производству тягового трансформаторного оборудования. Подобные проекты в РФ существуют уже давно, тогда как в Украине у нас пока недостаточно проектов, да и экономическая и политическая ситуация не совсем ясна. Кроме того, есть такой фактор как информационное пространство. Мне кажется, журналистам нужно активней освещать положительные стороны Украины на международном уровне. Например, у вас очень хорошо развита космическая промышленность, вы поставляли качественное космическое оборудование Бразилии, но об этом никто не пишет. И пока у Украины не будет позитивного имиджа, никто не будет стремиться вкладывать в нее деньги.
Но почему же вы, зная положительные стороны Украины, не инвестируете в нее?
Мы инвестируем по-своему. У нас тут большая компания, много сотрудников, налажена исследовательская работа.
В чем она состоит?
Это энергетический сектор, в частности, разработка программного обеспечения для подстанций. В рамках этого проекта мы, например, отправляем специалистов из Донецка в подразделения Siemens по всему миру для учебы и работы.
Если не секрет, сколько налогов компания платит в украинский бюджет?
Мы не можем называть цифры, но точно могу сказать, что компания платит все, что положено по закону. У нас недавно четверо инспекторов из налоговой в течение двух месяцев проводили проверку. Добавлю, что в Киевской области мы являемся одним из крупнейших налогоплательщиков.
На днях было объявлено о создании консорциума по строительству LNG-терминала в под Одессой. Этот проект интересен компании?
Такие проекты нашей компании интересны, и намерение обсуждать этот проект с представителями власти у нас есть. Правда, еще больше нас интересуют инфраструктурные проекты.
Такие, как железнодорожное сообщение Киева с Борисполем?
Да, эта тема актуальна, и мы бы очень хотели ее обсудить с представителями власти. Мы уже прорабатывали внутри компании варианты, как лучше соединить аэропорт и город, куда вывести поезд – к станции метро или в центр, как организовать переезд через Днепр, и даже как наладить прямое транспортное сообщение между аэропортами «Борисполь» и «Киев», которое сегодня отсутствует. Кроме того, не менее важным является и вопрос сообщения между терминалами в самом «Борисполе» – сейчас транзитные пассажиры вынуждены не только самостоятельно перемещаться из одного терминала в другой, но и носить с собой багаж. У нас есть обширный опыт строительства эстакадных железнодорожных путей в аэропортах.
И на каком этапе реализации находится этот проект?
Недавно господин Каськив был во Франции, видел там подобные проекты, ознакомился с нашими возможностями. Один из основных вариантов – поезд VAL. Это колесный поезд без рельс на резиновом ходу, работающий полностью в автоматическом режиме, который постоянно и четко циркулирует между терминалами. Если его построить, пассажирам не придется покидать территорию аэропорта и проходить дополнительные проверки.
Насколько быстро растут заказы в секторе ветроэнергетики? Какие компании, помимо ДТЭК, являются вашими клиентами?
Как известно, компания на глобальном уровне отказалась от дальнейшего участия в проектах, связанных с солнечной энергетикой, посчитав этот сектор неперспективным и неприбыльным из-за дешевой китайской энергии. Чего не скажешь об энергии ветра. Мы открыты для партнерства в сфере ветроэнергетики и заинтересованы в создании прочных долгосрочных отношений с нашими украинскими клиентами. Ветропарки – это многолетний бизнес, поэтому нам необходимо иметь крепкие отношения с нашими партнерами. В настоящее время мы ведем переговоры с рядом компаний, с которыми в перспективе могли бы сложиться хорошие партнерские отношения и сотрудничество на украинском рынке. Мы должны реализовать несколько пилотных проектов, чтобы лучше понять, как этот бизнес работает в Украине. Кроме того, это поможет нам оценить возможности и перспективы для Siemens на украинском рынке. Вместе с тем, мы весьма обеспокоены дальнейшим развитием ветроэнергетического бизнеса в Украине ввиду новой поправки к закону о зеленом тарифе, в частности, в отношении требования об обеспечении 50% украинского сырья, работ и услуг в ветроэнергетических проектах, начиная с 2014 г. В данный момент достижение этого показателя является нереалистичным.
О текущих проектах и стратегических планах компании в металлургическом секторе Украины читайте в материале «Президент «Сименс Украина»: «Украинским метпредприятиям необходимо повышать качество производимой стали»