В 2012 году из Украины выведут $20 миллиардов

Share

Усилив фискальное давление на бизнес, не улучшив бизнес-климат в стране, власть сама для себя роет финансовую яму


Режим «выжимания»


Украинские власти спешно возводят плотину, чтобы перекрыть отток валюты из страны. Вывод капиталов перед выборами (объем оттока оценивается примерно в $4–5 млрд.), махинации бизнеса, наладившего каналы вывода СКВ, и паника граждан, ажиотажно скупающих «зеленые» накануне девальвации, пробили изрядную брешь в валютных доходах государства. Дефицит платежного баланса Украины в сентябре 2012 года составил $1,102 млрд., тогда как еще в августе был зафиксирован профицит — $615 млн. Только за октябрь резервы НБУ сократились на рекордные в этом году $2,45 млрд., снизившись до трехлетнего минимума — $26,8 млрд. (последний раз такой низкий уровень резервов был в декабре 2009 года — $26,5 млрд.). В ноябре золотовалютные запасы центробанка могут подтаять еще на $1 млрд. Это поставит под угрозу стабильность гривни. В нынешний вторник американская валюта на межбанковском валютном рынке в очередной раз обновила трехлетние максимумы, почти достигнув уровня октября 2009 года — 8,32 грн./$.


Острая валютная недостаточность заставляет чиновников прибегать к крайним мерам. В конце октября правительство утвердило изменения в Порядок определения срока и условий завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины. Цель новаций — ликвидировать псевдоимпортные операции. С их помощью, по оценкам Кабмина, только в этом году из Украины уже было выведено около $10 млрд. (деньги уходили в качестве уплаты за импортные товары, которые фактически в Украину поставлены не были). Прошлая неделя ознаменовалась еще более резонансными событиями. Кабмин подписал с правительством Республики Кипр Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доходы. Таким образом Украина отказалась от тридцатилетней практики предоставления налоговых льгот компаниям, зарегистрированным в этой стране (правда, практический эффект от этого шага станет заметен не ранее 2014 года). Кроме того, парламент принял разработанный Нацбанком Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения инструментов влияния на денежнокредитный рынок» (законопроект №11033). Документ предоставил центробанку долгожданные полномочия: вводить на срок до шести месяцев обязательную продажу части валютной выручки и сокращать сроки ее возврата. Руководитель главного банковского ведомства Сергей Арбузов давно обвинял экспортеров в том, что те искусственно формируют дефицит платежного баланса, задерживая на своих зарубежных счетах валютную выручку за проданные товары.


По оценкам НБУ, объем валюты, зависшей на загрансчетах предприятий, за последние три года вырос с $3 млрд. до более чем $9 миллиардов.


«Фактически НБУ получил неограниченную власть над регулированием сроков возврата валюты и ее обязательной продажей. При этом шестимесячное ограничение никоим образом не является сдерживающим фактором. После окончания шестимесячного срока, скажем, через два дня, можно вводить новый полугодовой срок. К тому же при необходимости НБУ сможет установить любой размер обязательной продажи валюты, включая требование о стопроцентной продаже выручки», — объясняет руководитель департамента, адвокат АФ «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов. Учитывая, что текущий объем украинского экспорта составляет около $7,5–8 млрд. в месяц, именно столько Нацбанк сможет выжать из экспортеров в экстренной ситуации.


Схемы победят ограничения


Однако закручивание гаек властями может иметь противоположный эффект. «Существует большая вероятность, что расчеты по внешнеэкономическим контрактам будут осуществляться субъектами внешнеэкономической деятельности за пределами таможенной территории Украины. Соответственно, это может привести не к увеличению, а к общему уменьшению поступления в Украину иностранной валюты», — объяснил «k:» управляющий партнер ЮК Moris Group Андрей Романчук. По оценкам экономистов, объемы валютных поступлений в страну в ближайшее время могут сократиться на $2–3 млрд. ежемесячно.


Крупные игроки, скорее всего, станут выводить товар на собственные офшорные структуры по минимальной цене, а затем продавать товары по рыночным ценам от имени офшорных компаний, оставляя всю прибыль в низконалоговых юрисдикциях. «Бизнес, имеющий достаточные обороты, чтобы содержать аффилированных лиц, будет направлять в страну экспорта лишь ту часть выручки, которую посчитает необходимой. Значительная часть прибыли осядет на счетах иностранных компаний, а рентабельность украинского экспортера будет поддерживаться на минимально возможном уровне. В такой схеме иностранная компания фактически будет выполнять роль расчетного центра, некоего посредника между экспортером и действительным покупателем», — объясняет управляющий партнер адвокатской компании «ПРАЙМ» Татьяна Кузьмич. В итоге небольшая часть валюты попрежнему будет заходить в Украину, но значительная ее доля осядет в офшорах либо будет ввезена на территорию страны наличными (в случае мелкого экспорта). Последний вариант будет способствовать росту наличных валютных расчетов, которые государство не сможет учесть и обложить налогами.


Юристы также ожидают сокращения квазиэкспортных операций — то есть вывода товара на дружественные офшорные компании для дальнейшей его продажи в Украине. «Для этих целей, вероятно, будут использовать другую схему: «офшор — офшор и резидент — резидент». При такой схеме товар от резидента поставляется резиденту по символической цене, а фактические расчеты производятся между нерезидентами. Таким образом, валютная выручка не заходит в Украину», — прогнозирует Игорь Реутов.


В дальнейшем экспортеры будут изобретать новые схемы наряду с использованием уже действующих каналов. «Среди них, например, невозврат валютных средств по сговору экспортера с иностранным партнером. В этом случае валюта (по взаимной договоренности сторон) переводится на другой счет в зарубежном банке. Еще один возможный вариант — предоплата за импорт товаров, работ, услуг. Эта схема предусматривает перевод средств на счет иностранного партнера, который находится в сговоре с резидентом, в качестве предоплаты за будущую поставку товаров, работ, услуг. Но на самом деле товар не поступает, а валютная выручка не возвращается», — говорит Андрей Романчук.


Также активно будут заключаться давальческие контракты. Это позволит предприятиям не заводить в Украину валюту за экспортный товар, а оплачивать лишь скромные услуги так называемой давальческой переработки сырья. Всего, по оценкам экспертов, изза таких манипуляций Украина может недосчитаться в 2012 году порядка $20–25 млрд. «Комментарии»