Актуальная история: цена криворожской руды – 2 копейки

Share

Французский капитал в украинском ГМК традиционно испытывает трудности. Достаточно вспомнить, какое повышенное внимание оказывают криворожскому бизнесу ArcelorMittal налоговики, мытари, даже президенты. Интересно будет посмотреть на будущие успехи Air Liquide, заручившейся поддержкой богатейшего человека в Украине Рината Ахметова. Как показывает история, французский бизнес в украинской промышленности начинал за здравие, а заканчивал – за упокой.


«Барин! Из Парижа!»


Изначально французские капиталисты попали в Криворожье в конце в XIX века чуть ли не случайно, благодаря активности екатеринославского помещика-предпринимателя Александра Поля, который в 1870-х гг. скупил у местных землевладельцев тысячи десятин арендованной земли, непригодной для сельского хозяйства. Проведя разведку криворожских минералов за немецкие деньги, Поль попытался создать горнозаводскую компанию, но ему не удалось защитить бизнес-план перед императорским правительством в Санкт-Петербурге.


К началу 1880-х гг. Поль, уже вложивший в бизнес 150 тыс. руб. собственных средств, был фактически «на мели»: за долги продана с молотка его усадьба в Дубовой балке (первый железорудный промысел в Криворожье – сейчас территория ГОКа «Сухая балка» российского «Евраза»), банки отказывались предоставлять кредит. Поэтому Поль, ранее посетивший Париж, где зарегистрировал общество «Криворожские железные руды», решает бросить силы на привлечение французских капиталистов.


В конце концов, ему удалось уговорить компанию «Акционерное общество металлургов» стать его пайщиком: создается «Анонимное общество Криворожских железных руд» с начальным капиталом в 5 млн. франков, который был разделен на десять тысяч акций по 500 франков каждая. Акции приобрели 30 человек, они-то и стали фактическими компаньонами. Южнороссийский капитал был представлен Полем, который получил акций на 500 тысяч франков за передачу обществу своих прав на арендованные ранее рудоносные участки.


rudnichnye-budni-360.jpg


Фото сайта 1775.dp.ua. Неизвестный рудник. На фото самое распространенное в дореволюционном Кривбассе подъемное устройство – конный барабан. Его использовали для доставки рудного сырья из карьера на поверхность. Конструкция почти полностью состояла из дерева, также использовали железо и веревки.


После этого, сразу как-то стало проще общаться с правительством в Питере, которое утвердило устав и разрешило деятельность общества. В мае 1881 г. французы приступили к добыче в Саксаганском руднике (сейчас шахта «Саксагань»), а уже в августе того же года общество выдает первую руду. Но как пишет Поль в Париж: «Для покрытия долгов продавать у меня уже нечего».


rudnik-zaleji-s-1902-god-667.jpg


Фото сайта 1775.dp.ua. Карьер рудника французского Акционерного Общества Криворожских железных руд.


К отсутствию денег добавилась и проблема с логистикой: «В руднике «Саксаганский», что в Дубовой балке, за 1881 г. добыты 555 тыс. пудов руды. Цена за пуд составляла 2 копейки. Руду покупает лишь одно «Новороссийское общество Юза». Основной и единственный вид доставки – кони и волы. Расстояние от Кривого Рога до завода свыше 400 верст». Незначительное количество сырья также поступало на Сулинский завод на востоке Донбасса (ныне российский актив МАИРа) и рельсопрокатный завод в Брянске.


Очевидная необходимость строительства железной дороги между Криворожьем и Донбассом к тому времени уже перезрела. Стоит сказать, что проект железной дороги от Екатеринослава (сейчас Днепропетровск) через Кривой Рог до ст. Казанка был высочайше утвержден Императором в 1874 г., но не осуществлен из-за турецкой войны 1877-78 гг., а после нее оказался забытым. При этом новые ходатайства А.Поля оставались безуспешными. Но с началом добычи руды французским обществом, российское правительство реанимировало постройку желдороги.


pochtovaya-kartochka-1912-goda-801.jpg


Фото сайта 1775.dp.ua


Если до запуска ж/д составов добыча руды в Криворожье 1-1,5 млн. пудов в год (в основном на склады), то после открытия Екатеринской желдороги (от станции Ясиноватая через Екатеринослав и Кривой Рог до станции Долинская.) – свыше 2 млн. т пудов. При этом, руда уже отгружалась не только на заводы Донбасса, но Варшавы и Праги. За пуд платили уже 5 копеек, но расходы еще не покрывались продажами.


krivorojskiy-gornyak-674.jpg


Фото сайта 1775.dp.ua. На одной из железорудных шахт Криворожского бассейна. Ручная отгрузка руды.


На пути к «вертикалке»


Усилия капиталистов направлялись на извлечение максимальных прибылей. К 1889 г. цена акций общества «Криворожских железных руд» выросла в 110 раз, впервые за время существования компании прибыль составила более 7%, акционерам выплатили по 5% дивидендов. Правление общества находилось в Париже, а в Петербурге оно имело свое агентство и финансировалось французским банком.


Почуяв конъюнктурный спрос на металл и возможность разбогатеть, французы приступили к строительству Гданцевского чугунолитейного завода (сегодня «Криворожгормаш») и разработке угольных месторождений на Донбассе.


В 1889 г. началось строительство первой доменной печи на заводе, который замышлялся как предприятие, отличавшееся от тогдашних металлургических заводов тем, что единственным было в нем доменное производство. Завод производил товарный чугун, который предназначался для обслуживания европейской части Российской империи.


gdancevskiy-zavod-723.jpg


Фото сайта 1775.dp.ua. Общий вид завода. Хорошо видны отвалы шлака, откаточную железнодорожную ветку и др.


Кокс доставлялся на метзавод из Орлово-Еленовской копи (сейчас поселок Криворожье, Луганская область), которые также принадлежали французам. В ноябре 1890 г. они сначала арендовали, а потом купили у помещика Еленова земельный участок для эксплуатации каменноугольных месторождений. В 1891 г. французы заложили две капитальные вертикальные шахты: № 1 и № 2, – начаты проходка стволов и строительство поселка. Затем для переработки коксующегося угля французы построили при шахте №1 коксовые печи, а при шахте №2 – мойку для обогащения угля и механические сортировки.


После Поля


26 июля 1890 г. А. Поль скоропостижно скончался от разрыва сердца. Через два года после смерти мужа Ольга Поль за 250 тыс. руб. вынужденно (по заниженной цене) продала его долю в обществе «Криворожских железных руд» французским партнерам, которые в 1892 г. переименовали компанию в «Анонимное общество «Дубовая балка».


Французские акционеры получали стабильные дивиденды, при этом открывая новые мощности. Так, в 1908 г. была построена шахта «Солокруп», где добыча велась подземным способом. В целом, до 1912 г. на территории Дубовой балки были построены 4 шахты средней мощности. В 1916 г. на Донбассе французы начали строительство коксохимзавода, но не закончили из-за начавшейся революционной смуты.


Естественно, что в этот период деловой климат в Российской империи, мягко говоря, ухудшился. Рейдерские атаки пролетариата, а также угрозы физической расправы, вынудили французских акционеров и по совместительству управляющих активами общества бежать на родину.


Оттуда, дабы вернуть потерянные активы, капиталисты финансировали военные операции войск Антанты (подобно современному НАТО, если бы туда вступила Россия) и старорежимной армии генерала Деникина. Впрочем, силовые методы не дали результатов, и все рудные, угольные и метактивы французского общества были национализированы советской властью.


Судя по нынешнему плачевному состоянию инвестиционного климата в стране, украинские налоговики и мытари продолжают работать с иностранным капиталом «по заветам Ильича». Приход в отечественный ГМК Air Liquide означает то, что французы снова решили рискнуть. Ну что ж, удачи им…