ЕС – Украина: болевые точки металлоторговли

Share

Согласно Государственной Программе развития и реформирования ГМК Украины, до 2011 г., на внутреннем рынке будет реализовываться около 40%, а на внешнем  – 60% металлопродукции с украинской маркой. А это означает, что в ближайшей перспективе объемы отечественного экспорта существенно не изменятся. К сожалению, о позициях отечественного ГМК на внешних рынках в Программе сказано мало, оговорено лишь то, что основными потребителями украинского металла останутся страны СНГ, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Экспорт же в США и Канаду, страны ЕС будет сдерживаться конкуренцией и ценами мировых производителей стали.


 


Что мешает украинским металлургам торговать с ЕС?


 


В этих условиях крайне важной и сложной проблемой для отечественных металлургов является необходимость сведения к минимуму всех существующих препятствий в торговле с ЕС. Основными барьерами в торговле с ЕС для предприятий ГМК Украины можно назвать следующие:


 


Квоты и тарифы. Существующую систему квот можно квалифицировать, как основной барьер в торговле украинских предприятий черной металлургии с ЕС. По заявлению Еврокомиссии, квота на импорт стального проката из Украины будет увеличена в 2005 г. на 136% по сравнению с 2004 г. до 1,43 млн. т, при условии, что Украина не будет ограничивать вывоз лома, кокса и ЖРС. У государственных чиновников и участников металлорынка существуют различные взгляды на это требование. Так, Валерий Пятницкий, первый заместитель министра экономики и по вопросам европейской интеграции, считает, что ограничивать экспорт ЖРС не стоит, поскольку это осложнит отношения Украины с Европейским Союзом. Директор по внешнеэкономическим связям, маркетингу и сбыту «Криворожстали» Валерий Стасюк придерживается иного мнения: «Пока нет никаких оснований утверждать, что Евросоюз даст обещанный миллион. И если говорят, что Европа может что-то ограничить, то сперва надо посмотреть, что она дает».


 


Качество и сорта стали. Качество украинской металлопродукции для промежуточных назначений и коммерческого (обычного) применения оценивается как хорошее, а качество конечной продукции – приемлемое. Тем не менее, в некоторых случаях отечественные производители продукции со своим нынешним оборудованием не могут обеспечивать необходимых показателей качества, ожидаемого в ЕС. Определенные сложности также имеют место и в отношении сертификации продукции, перехода на международные стандарты (ГОСТ по отношению к DIN, ASTM), ведь в течение многих лет украинским металлургам было привычно работать в соответствии со стандартом ГОСТ.


 


Конечный потребитель не имеет представления об источнике поступления стали. Для успешной работы на рынке ЕС украинским производителям металлопродукции необходимо не только установить тесные связи с потребителями в Евросоюзе, а также повысить качество продукции и стандарт услуг, например, эффективно реагировать на жалобы. Существует также и такая проблема, как неосведомленность большинства отечественных заводов черной металлургии о своем конечном клиенте. Сюда же можно отнести и недостаток современной маркетинговой информации, который представляет собой серьезный торговый барьер в долгосрочной перспективе.


 


Для того, чтобы выполнить условие соответствия рыночному статусу и избежать демпинговых условий, необходимо доказать следующее:


 


1. Решения должны приниматься компаниями с учетом сигналов рынка, отражающих предложение и спрос, без существенного вмешательства со стороны  государства.


2. Предприятия должны содержать в порядке свою бухгалтерскую документацию, на основе которой регулярно проводится независимый аудит в соответствии с международными стандартами бухучета.


3. Производственные затраты и финансовые счета компаний не подлежат никаким изменениям под предлогом издержек прошлой нерыночной экономической системы, в частности, это касается обесценения активов, снятия сумм со счетов и бартерной торговли.


 


Особенности европейского регулирования


 


До предоставления Украине статуса страны с рыночной экономикой ЕС имеет возможность проводить политику двойных стандартов в отношении нашей страны, искусственно ограничивая торговыми барьерами импорт украинской продукции. Законодательство ЕС предусматривает несколько возможностей для коррекции существующих антидемпинговых мер: в связи с расширением ЕС, с изменившимися обстоятельствами, а также для вновь вышедших на рынок поставщиков. Обычно срок проведения пересмотра не превышает 12 месяцев от старта процесса. В течение всего периода проведения пересмотра действуют установленные ограничительные пошлины. Следует также заметить, что ЕС принимает во внимание заявления заинтересованных сторон, даже если они ничего не экспортировали в предыдущий период, что связано с действием высоких антидемпинговых пошлин.


 


Несмотря на возможность заявить о пересмотре существующих мер, все решения о величине антидемпинговой пошлины будут зависеть от того, будет ли Украина признана страной с рыночной экономикой или нет. Несмотря на решение Совета ЕС (октябрь 2000), предоставляющее украинским производителям возможность запрашивать индивидуальный рыночный статус в ходе проведения антидемпинговых расследований, воспользоваться этим механизмом за 3,5 года удалось только двум химическим предприятиям. Практика вынесения решений о предоставлении (или не предоставлении рыночного статуса) крайне непредсказуема и положения, дающие право украинским предприятиям подавать заявки на получение рыночного статуса, могут трактоваться по-разному. В т.ч. данный вопрос находится в зависимости от настроения бюрократа, ответственного за принятие решения в этом конкретном случае. Это позволяет представителям ЕС искусственно завышать демпинговую маржу и, как следствие, антидемпинговую пошлину, используя для расчета нормальной стоимости украинской продукции цены стран, с заведомо более высокими расходами на производство и большей стоимостью этих товаров на внутреннем рынке.


 


До тех пор, пока торговля сталью с государствами ЕС не будет выведена в свободный режим (а это будет иметь смысл только после признания за Украиной рыночного статуса), украинским металлургам придется мириться также с существованием квот в ЕС. На сегодняшний день «лед тронулся» – 2 марта 2005 г. правительство прекратило действие заключенных год назад Меморандумов о замораживании цен на продукцию предприятий ГМК, реализуемой на внутреннем рынке. Согласно заявлению Кабмина, представители нынешней власти надеются на «стабильное развитие по принципам справедливой конкуренции, свободного ценообразования и партнерских отношений между производителями и потребителями без договоренностей с участием правительства». Следующий наш «поклон» ЕС, по логике, будет заключаться в предоставлении гарантий недопущения появления подобных Меморандуму инструментов в будущем. И это на фоне того, что даже при еще действующем Меморандуме отрасли-потребители металлопродукции буквально «стонали» вследствие неуемного давления фактора роста цен на потребляемое ими сырье.


 


Необходимо также отметить, что в ряде стран мира сегодня предпринимаются попытки ограничения цен на стальную продукцию. Мировой рынок столкнулся со сложной проблемой: дефицит поставок в комбинации с активизацией спроса обеспечивает прочную основу для дальнейших повышений цен, но выдержать их потребляющие сектора просто не в состоянии. В результате, потребители стальной продукции во всем мире переходят к решительным действиям. Суть их одна – решительное «нет» эскалации цен на сталь. Американские металлообрабатывающие компании добились отмены защитных тарифов, затеяли судебные процессы против своих поставщиков и добиваются законодательного ограничения цен; китайское правительство обеспечило поддержку покупателям в неявной форме и, тем не менее, она оказалась действенной – впервые за последние десять лет цены внутри страны оказались ниже мировых. Украинские и российские потребители направились по пути поиска поддержки у госчиновников. Но, и этого, как показалось чиновникам ЕС, нам делать не стоило.