Нацбанк в последнее время отличается завидной тягой к сомнительным решениям – то спасает гривну с риском полностью обвалить рынок кредитования, то заставляет банки заниматься сбором бесполезной информации о клиентах, якобы в целях борьбы с терроризмом и отмыванием денег. Понимая бесперспективность идеи, банки не особо усердствуют в сборе данных, но нервы клиентам портят изрядно.
Борьба с «грязными» деньгами
Начиная с октября, многие украинские банки начали рассылать клиентам сообщения на телефон и электронную почту с просьбой уточнить свои личные данные. На деле это означает, что все вкладчики, заемщики и т.д. должны посетить свое отделение банка и вручную заполнить там бумажную анкету, в которой кроме уже известных банку данных (ФИО, адрес, контакты, серия и номер паспорта) необходимо указать место работы и уровень зарплаты, а также сообщить, в каком другом банке имеются сбережения и в каком размере.
В банках клиентам объясняют, что просто исполняют постановление НБУ № 22 от 31.01.2011, а работу по сбору информации активизировали только сейчас, потому что регулятор начал их штрафовать. Но в пресс-службах ряда банков uaprom.info сообщили, что пока Нацбанк санкции к финучреждениям не применял. Ничего не сказали о санкциях и в самом НБУ. «Регулятор с пониманием относится к сложностям, которые испытывают многие банки в части анкетирования той категории клиентов, обслуживание которых не связано с необходимостью физически посещать учреждение», – подтверждает казначей банка «Национальный кредит» Василий Невмержицкий.
Кроме того, в НБУ добавляют, что нынешнее постановление – только обновление аналогичного документа от 2003 г, в который просто внесли изменения в соответствии с законом о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма. Т. е. все банки уже 8 лет как должны были собрать у своих клиентов соответствующие данные, но приступили к этому процессу в основном только в сентябре-октябре.
В «ПриватБанке», например, отметили, что так и делают в последние годы – во время первого визита клиента в банк не только узнают у него всю необходимую информацию, но и фотографируют. Правда, коллеги по рынку не уверены, что фотографирование всех клиентов и необходимость совершать все операции с применением мобильного телефона – это удачная идея.
Без восторга
Нужно отметить, что банки без энтузиазма отнеслись к поставленной Нацбанком задаче. Например, в «Хрещатике», где активно приглашать клиентов для заполнения анкет начали только со средины октября, считают, что это малоинтересная и уже не актуальная тема. В то же время в пресс-службе «Райффайзен Банка Аваль» сообщили, что будут готовы комментировать тему только через две недели.
В свою очередь, в НБУ решили продлить банкам «удовольствие». «Значительное количество клиентов-физических лиц редко приходит в банки и почти не осуществляет расчетно-кассовые операции, а, кроме того, изменили местожительство и проживают вдалеке от филиалов и отделений банков, где у них открыт счет. Кроме того, существует ряд сложностей с идентификацией клиентов по зарплатным и другими подобными проектам», – сообщили в пресс-службе ведомства. В связи с этим Нацбанк подготовил письмо-разъяснение, которым в частности продлил срок восстановления таких анкет и разрешил уточнять данные о клиентах только тогда, когда они сами приходят в банк.
Авось и так сойдет
Снисходительность НБУ и формальность поставленной зачади приводят к тому, что на практике анкеты заполняются как попало. «Ограничиваемся общими сведениями», – подтвердили в пресс-службе одного из крупнейших банков страны. Особенно это касается пунктов о месте работы, уровне зарплаты и счетах в других банках – сотрудники финучреждений сквозь пальцы смотрят на то, как они заполняются клиентами. «Достоверность предоставленной информации никак не проверяется и, по сути, лишь заверяется подписью клиента», – говорит В. Невмержицкий. Поэтому о качестве информации речь не идет, следовательно, она никак не может помочь в выявлении нелегальных или «террористических» денег.
Тем более что вся информация, указываемая в анкетах, остается непосредственно в банке – ее не передают ни в НБУ, ни в единую систем данных. «Национальный банк Украины не собирает информацию об идентификации клиентов банков и не требует от банков передачи их анкет, поскольку это противоречит законодательству», – объяснили в пресс-службе регулятора, подчеркнув, что указанные сведения являются банковской тайной и за ее неправомерное разглашение финучреждения несут ответственность.
Выявить, как активно банки собирают сведения, не удалось – в НБУ такую информацию не предоставили, а в большинстве финучреждений говорят, что пока не подсчитывали количество заполненных анкет. «У нас анкеты заполнили уже более 80% клиентов. Оставшиеся 20% – это те, кто редко обращается в банк, пользуясь дистанционными каналами, либо те, которые получали банковские услуги разово», – привел пример В. Невмержицкий.
Пассивность самих клиентов тоже понятна – лишний раз ехать в банк никому не хочется, и банкиры искренне в этом признаются. Но дистанционно предоставить необходимые сведения тоже нельзя – анкета должна быть заверена подписью клиента. Хотя некоторые банки настолько формально подошли к делу, что в присутствии клиентов просто отмечают в системе, что анкета имеется в наличии, не заставляя клиента ее заполнять. «По закону, мы должны отказать клиенту в обслуживании, если он отказываться предоставлять информацию о себе», – сообщили в одном из банков. Но поскольку клиент всегда важнее, на такой шаг финучреждения вряд ли пойдут, продолжая заниматься номинальным сбором бесполезной информации.