Продажа «Распадской»: Лакшми Миттал против «друга Путина»?

Share

Основные претенденты на покупку поставарийного актива стоимостью не менее $5 млрд. – ArcelorMittal, японские или корейские меткомпании или очередной непрофильный российский инвестор – «на перспективу». От того, кто станет новым владельцем российской шахты «Распадская», в значительной степени зависит и баланс по коксующимся углям в Украине.


«Распадская» – половина российского угля


До прошлогодней аварии (май 2010 г.) холдинг (4 угольных предприятия) давал более половины добычи угля в России. Основные потребители – ММК, «ЕвразГруп», НЛМК, «Уральская сталь», «Кемерово-кокс», «Алтай-кокс», «Губахинский кокс», «Мечел-Кокс», а также меткомпании и КХЗ в Украине, Восточной Европе и АТР.


По итогам 2010 г. объем реализации угольного концентрата упал на 27%, до 5,6 млн. т. В текущем году «Распадская» планирует увеличить добычу, однако пока в шахте продолжается пожар, и компания ограничена в возможностях.


Динамика добычи «Распадской», млн. т:
















2007


2008


2009


2010


2011 (план)


13,55 


9,4 


10,6


7,2


8,5


Источник: данные компании


Тем не менее, благодаря росту цен на уголь компания завершила 2010 г. с чистой прибылью $244 млн. Долги на конец года составили всего $310 млн., однако, по предварительным расчётам, затраты по восстановлению шахты составят $280 млн.


Средневзвешенная цена концентрата «Распадской» (FCA Междуреченск), $/тонна:
















2009


2010


4 кв. 2011


1 кв. 2011 (с февраля)


2 кв. 2011


59,6


113,2


137,1


156


172,9


Источник: данные компании


Претенденты


В апреле основным реальным кандидатом на покупку «Распадской» называлась группа «Мечел» Игоря Зюзина, нынешний лидер российской добычи коксующихся углей. Однако, по данным прессы, стороны не сошлись в цене – «Мечел» давал за актив всего $2 млрд., причем часть сделки предлагалось оплатить ценными бумагами. Очевидно, в «Мечеле» понимают, что «Распадская» стоит больше, но финансовое положение у группы непростое – на конец 2010 г. чистый долг составил $7 млрд., на конец 2011 г. ожидается его рост еще на $1 млрд.


Приоритет компании сегодня – освоение Эльгинского месторождения, инвестзатраты оцениваются в $2 млрд., поэтому влезать в новые крупные долги было бы рискованно.


В числе других возможных претендентов назывался целый ряд крупных российских и зарубежных металлургических компаний, в т.ч., ArcelorMittal, казахстанский сырьевой холдинг ENRC и даже украинский «Метинвест» (источники на рынке говорят, что Ахметов подавать заявку на российскую шахту не будет). Магнитогорский МК и Новолипецкий МК заявили, что «Распадская» им не нужна, из «иностранцев» об интересе к шахте не заявил никто.


Но претенденты, безусловно, есть. Не все из них готовы публично подтвердить свои намерения, и наоборот, публично объявившая об этом «Северсталь», скорее всего, «Распадскую» покупать не будет. Деньги у холдинга Алексея Мордашова есть – на конец 2011 г. EBITDA прогнозируется на уровне $4,5 млрд., долг – $3,4 млрд.


Однако «Северсталь» и так имеет достаточные добывающие мощности – «Воркутауголь» на северо-западе России и PBS Coals в США. Три года назад компания продала «лишние» угольные активы в Кузбассе компании ArcelorMittal, а сейчас готовится к освоению крупного месторождения в Республике Тыва, запасы которого оцениваются в 639 млн. т коксующегося угля марки Ж. К 2016 г., когда начнется добыча в Тыве, а «Воркутауголь» увеличит производство на 20% по сравнению с уровнем 2011 г. (до 14,5 млн. т), «Северсталь» будет иметь профицит по углю, поэтому часть углей пойдет на экспорт.


Главный аргумент для компании Мордашова в покупке «Распадской» – снижение себестоимости. Добыча тонны угля на «Воркутаугле» стоит $75 против $27 за тонну на «Распадской». Однако, с учетом затрат на ликвидацию последствий аварии, восстановление добычи и довольно обременительные социальные обязательства, разница не будет столь ощутимой. Таким образом, объективной необходимости в приобретении проблемной «Распадской» для «Северстали» нет, поэтому публичный интерес компании к этому активу некоторые эксперты склонны расценивать как игру «на повышение».


Среди претендентов называлась и компания «СДС-Уголь» (холдинг «Сибирский деловой союз»), управляющая работой ряда угольных активов в Кемеровской области, в частности, «Прокопьевскуголь». В то же время, компания не располагает необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления столь масштабной сделки, поэтому наблюдатели склонны рассматривать ее как возможную «ширму» для более крупного игрока, который пока не спешит «светиться».


Таким может быть, например, бизнесмен Геннадий Тимченко, которого пресса называет «другом» премьер-министра Владимира Путина. Основным активом одного из двухсот богатейших людей мира по версии Forbes является третий по величине мировой нефтетрейдер Gunvor с выручкой $65 млрд. в год. В середине апреля Bloomberg сообщил, что подконтрольная группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова УК «Интергео» продает контрольный пакет угледобывающей компании «Колмар» (несколько действующих и разрабатываемых угольных активов в Якутии с общими запасами 400 млн. то коксующегося угля марок «К», «Ж» и «ГЖ», пока добыча не превышает 1 млн. т в год) структурам Gunvor. Сумма сделки может составить $300 млн.


Сейчас российские СМИ пишут о планах Тимченко создать крупный угольный холдинг, в связи с чем он интересуется «Распадской», а также компанией «СДС-Уголь».


Безусловным минусом для самого актива в случае покупки его структурами Тимченко является то, что, не имея квалифицированного менеджмента, на восстановление нормальной работы «Распадской» понадобится много времени.


Основным иностранным претендентом на шахту является компания ArcelorMittal, которой российский уголь нужен для обеспечения, прежде всего, комбината в Украине, а также предприятий в Румынии и Чехии (у польского проблем с сырьем нет).


Сейчас ArcelorMittal владеет в РФ компанией «Северный Кузбасс», объединяющей шахты «Березовская», «Первомайская», углеобогатительную фабрику «Северная», участок «Жерновская-3». В 2010 г. из-за простоя «Первомайской» компания добыла всего 1,485 млн. т коксующегося угля, но в 2011 г. планируется поднять добычу до 1,921 млн. т.


Однако потребности компании в углях намного выше. Один «ArcelorMittal Кривой Рог» потребляет порядка  5 млн. т угольного сырья. В 2010 г. поставки с российских угольных шахт ArcelorMittal для АМКР составили всего 700 тыс. т и, разумеется, приобретение «Распадской» решило бы сырьевые проблемы криворожского комбината раз и навсегда.


Укрепление вертикальной интеграции за счет приобретения сырьевых активов в последние годы является одним из стратегических приоритетов ArcelorMittal, и российский актив выглядит практически идеальный вариантом. Особых сложностей с привлечением необходимых финансовых ресурсов не будет – в текущем году прибыль ArcelorMittal может составить более $5 млрд. (в 1-м квартале –$1,07 млрд.).


У компании есть необходимые кадры для управления угольным бизнесом, а, учитывая обширный опыт по «оптимизации персонала», менеджеры Лакшми Миттала в случае покупки «Распадской» найдет, очевидно, возможность сбросить и «лишние» социальные обязательства. Так что вопрос только в цене.


Добыча и поставки угля «Распадской», млн. т:




















 


1К 2011


4К 2010


1К 2011/4К 2010


Всего добыча угля


1,775


1,274


+39%


Продажи концентрата в РФ


0,935


0,902


+4%


Источник: данные компании


Кто купит «Распадскую»


$5-6 млрд. – столько надеются получить за 80% компании ее владельцы (Evraz Group и менеджмент компании, владеющие по 40%) Причем если менеджмент «Распадской» настаивает на оплате своего пакета только наличными, то Evraz готова рассматривать вариант обмена активами. На существенные уступки в цене акционеры компании не пойдут – совладелец Evraz Александр Абрамов сказал, что сделка не состоится, если владельцев не устроит цена.


Кто может выложить $5 млрд. за актив, который только через 2-3 года сможет выйти на нормальные объемы добычи? Прежде всего, меткомпания, заинтересованная в стабильном обеспечении собственных долгосрочных потребностей в угле. Те российские меткомпании, потенциально способные оплатить такую сделку, в покупке «Распадской» не заинтересованы – разве что для перепродажи, однако выставленная цена исключает спекулятивную перепродажу.


Соответственно, основными претендентами являются все же иностранные компании – наряду с имеющей серьезную мотивацию ArcelorMittal, это могут быть лидирующие японские сталепроизводители, например альянс Nippon Steel и Sumitomo, или корейская Posco.


Для азиатских меткомпаний российский угольный сектор очень привлекателен – в 2011-2012 гг. высокий уровень спроса и рыночный дефицит будут способствовать увеличению цен на коксующийся уголь.


В 2010 г. из добытых в РФ 65 млн. т коксующегося угля 18 млн. т ушло на экспорт, а перспективные планы повышения добычи к 2020 г. до 120 млн. т (благодаря вводу Эльгинского и Элегестского месторождений) позволят поднять поставки за рубеж до 40 млн. т. Эти объемы легко «переварят» азиатские металлурги, ведь потребность в угле одной только Японии составляет 80 млн. т.


С логистической точки зрения транспортировка угля из России обойдется дешевле, чем из Австралии и Северной Америки. Наконец, на многих угольных разрезах в РФ себестоимость добычи самая низкая в мире – от $20 до $30 за тонну, и «Распадская» – один из лидеров по этому показателю.