Юрий Бойко проиграл первый бензиновый бой

Share

Министр энергетики отказался от пошлин на импортный бензин. Скупка стетй импортеров по бросовым ценам отложена.


Украина неожиданно отказалось от задекларированной ранее подготовки к установлению с апреля импортных пошлин на бензин и дизтопливо. О пересмотре политики прессе заявил инициатор этого процесса, глава Минэнерго Юрий Бойко. По его словам, отказ от планов по ограничению импорта нефтепродуктов обусловлен событиями в Северной Африке и ростом мировых цен на сырую нефть. «Сейчас не время вводить пошлины, потому что из-за кризиса в Северной Африке мы и так имеем напряженную ситуацию. Этот вопрос сегодня на повестке дня не стоит, а используется он как раз некоторыми владельцами сетей АЗС, чтобы отвлечь внимание общества», — заявил министр.


Наиболее активно за введение пошлин выступали российские владельцы украинских Лисичанского и Одесского НПЗ — «ТНК ВР» и «Лукойл», а также украинская группа учредителей ПриватБанка, владеющая НПЗ в Кременчуге, Дрогобыче и Надворной. По результатам регулярных совещаний с руководством Минэнерго они с конца 2010 года настоятельно рекомендовали министерству защитить отечественного производителя от конкуренции со стороны импорта. Против установления пошлин единым фронтом выступили все отечественные владельцы ведущих сетей АЗС — ОККО, WOG, донецкая «Параллель», а также сети «Шелл Украина», «Ромпетрол Украина» и «БНК Украина». Не озвучили свою позицию перед угрозой ограничения импорта менеджеры азербайджанской «Сокар Украина», сети российских владельцев, а также сети группы «Приват». Причем последние две группы в сумме контролируют чуть ли не половину отечественного рынка розничных продаж нефтепродуктов. И если бы глава Минэнерго Юрий Бойко добился ограничения импорта, эти игроки получили бы возможность максимально дешево скупить пустующие АЗС конкурентов.


Не должен был остаться в накладе и глава Минэнерго, которому было выгодно расчистить поле для недорогих покупок. По его решению, НАК «Нафтогаз Украины», несмотря на грандиозные (более чем 21 млрд. грн.) убытки по итогам 2010 года, начал масштабную скупку АЗС у частных владельцев. Кстати, в 2004 году Бойко (как тогдашний глава «Нафтогаза Украины») уже проводил аналогичную операцию: им была создана сеть из более чем 100 АЗС «Нафтогаз Экойл», которая позже исчезла с рынка нефтепродуктов, перейдя в частные руки.


Вполне возможно, что, принимая решение об отказе от пошлин, украинские власти удосужились просчитать эти и другие мотивы. С одной стороны, введения пошлин требовала «большая северная политика» — необходимость максимального укрепления дружбы между Минэнерго Украины и российскими владельцами украинских НПЗ. С этой точки зрения «закрытие» украинского рынка для импорта нефтепродуктов могло бы выглядеть как шаг в сторону присоединения к очередной энергетической авантюре Москвы — создания с 2012 года Единого энергетического пространства Таможенного союза СНГ. Договоры о его создании в конце 2010 года подписали РФ, Беларусь и Казахстан. Однако, похоже, «ТНК ВР» или «Лукойл» не решились взять на себя роль посредников между Москвой и Киевом в этом деле. Особенно не заинтересован в этом «Лукойл», который без тендера купил в конце 2010 года права на три участка украинского шельфа. И зачем же после этого ввязываться в нефтеторговые войны вокруг пошлин?


С другой стороны, элементы большой политики в ее европейском варианте были на стороне украинских противников ограничения импорта. Ведь в случае введения ограничений первыми задешево начали бы продавать свои сети владельцы АЗС из приграничных с РФ областей Украины — Донецкой, Харьковской и Луганской. А это «Донецкнефтепродукт» и «Параллель», которые тяготеют к финансовой группе Рината Ахметова. Кроме того, на руку противникам пошлин сыграли планы по интеграции Украины в ЕС. Ведь импортная пошлина на нефтепродукты как инструмент государственного ограничения международной свободной торговли у нас была законодательно отменена в 2005 году — в результате переговоров по вступлению в ВТО. По всей видимости, разговор об этих критериях свободной торговли состоялся во время очередного раунда переговоров о ЗСТ с ЕС, проведенных 4 марта в Брюсселе вице-премьером Андреем Ключевым. И через несколько дней Минэнерго заявило об отказе от перспективы введения пошлин.


Комментарии