Несмотря на увеличивающийся дефицит производства кокса внутри Украины и возможное сокращение объемов импорта российских коксующихся углей, украинские метпредприятия при поддержке отраслевых и научных объединений формируют стабильную базу для удовлетворения собственных потребностей в продукции коксохимов. Стратегией выживания металлурги избрали постепенное расширение спектра импортеров, а также включение в производственную вертикаль необходимых мощностей по добыче и переработке углей.
Рост вопреки
В 2004 г. тенденция по увеличению объемов производства украинского чугуна укрепилась: по итогам года рост выплавки составил 21%. По мнению производителей сырья, прошлогодний рост выпуска металла на уровне 5,5 млн. т предусматривает существенное повышение производства железорудной продукции и кокса и в текущем году.
Напомним, что за последние пять лет прирост производства валового кокса 6%-ной влажности составил 31,9%. В 2000 г. выпуск данного продукта находился на уровне 16,6 млн. т, в 2004 г. – 22 млн. т. При этом нужно отметить, что металлургический кокс в общем объеме производства за пять лет остался на уровне 91,5% от валового.
В то же время, эксперты отмечают, что ситуация на угольном рынке не располагает к интенсивному росту производственных объемов. Более того, по мнению генерального директора Украинской национальной промышленной ассоциации «Укркокс» Анатолия Старовойта «сырьевая база для коксохимиков в последние годы остается самым сложным вопросом. Угольная промышленность в течение последних пяти лет постоянно отпускала для коксохимических предприятий 22 млн. т концентрата. Но из-за ежегодного роста производства чугуна этого сегодня не хватает. Если удельный вес украинский углей в сырьевой базе коксования в 2000 г. составлял 84,9%, то в 2004 г. снизился до уровня 73,3%. Импортные угли, наоборот, в 2002 г. были на уровне 12,8%, а в 2004 г. увеличились до 26,7%».
На 2005 г. коксохимики сделали предварительные расчеты по выпуску кокса для производства 32 млн. т чугуна. Но если учесть, что металлурги в этом году замахнулись на 32,8 млн. т чугуна, становится ясно, что под обеспечение как минимум почти 1 млн. т. чугуна сырья уже не хватает. Однако, коксохимики уже успели заявить о дефиците угольных ресурсов на уровне 9-10 млн. т. Кроме общей причины – объективного отставания коксового производства от темпов роста меткомбинатов – одним из факторов является необходимость выполнения обязательств по отношению к предприятиям других отраслей – машиностроению, химической, пищевой промышленности, которые используют кокс в литейном, содовом, сахарном производстве. Суммарная доля этих производств в металлургическом коксе составляет 1,5 млн. т.
По мнению А. Старовойта, для преодоления сложившейся ситуации существует несколько путей – от развития собственной сырьевой базы и поиска поставщиков угля в дальнем зарубежье до внедрения прогрессивных технологий, позволяющих снизить потребление кокса при производстве металла. Однако, в ближайшей перспективе, по всей видимости, металлургам все же придется более активно «эксплуатировать» импортеров.
Данный тезис подтверждается даже при поверхностном рассмотрении тенденции импорта, которая демонстрирует гиперинтенсивный рост. В 2002 г. Украина импортировала 3,3 млн. т, а в 2004 г. уже 8,1 млн. т углей на сумму $900,2 млн. Экспортные поставки каменного угля выросли в 2,8 раза – до $249,96 млн. В прошлом году в Украину завезено из России 9 млн. т коксующихся углей, тогда как этот показатель в 2003 г. составлял 6,5 млн. т.
Об угрожающем характере данной тенденции можно судить хотя бы на основании двух факторов – незначительное снижение объемов производства углей, а также двойное сокращение экспорта украинского кокса (до 1,5 млн. т). В качестве иллюстрации приводим данные Минтопэнерго: за 2004 г. угледобывающие предприятия Украины произвели 80152 тыс. т угля, что на 1,1% больше по сравнению с 2003 г. При этом добыча коксового угля сократилась на 261,1 тыс. т (или на 0,7%).
Россия не решит всех проблем
Как видно из приведенных данных, в минувшем году основным поставщиком сырья (98%) для коксохимиков осталась Россия. Оставшиеся 2% приходятся на импортеров из Казахстана и дальнего зарубежья. Однако, по словам экспертов, нельзя сказать, что Россия по праву играет столь весомую роль в импорте коксующихся углей. Характеризуя качество завозимого в Украину сырья, заведующий угольным отделом Украинского государственного углехимического института (УХИН) Игорь Дроздник подчеркнул, что Россия качественные угли направляет на отечественные предприятия. А продает, в основном, карьерные угли, в которых всегда возможны окисленные зоны непригодные для коксования. «Вот и получается, что российские угли нам только заполняют баланс. Производство не простаивает, но и кокса нет. Если же применять в производстве качественные угли, потребность в них может снизиться на 3-4 млн. т», – констатирует эксперт.
Вместе с тем, поскольку на сегодняшний день отечественным металлургам выбирать не из чего, возможность сокращения импорта даже низкокачественных углей может стать серьезной проблемой для металлургов уже в следующем году. Директор «Гипрококса» Виктор Рудыка сообщил на заседании совета директоров, проходившем в середине февраля в Алчевске о том, что институт получил крупный заказ на проектирование коксовых батарей суммарной производительностью 10 млн. т кокса в год. Украинские коксохимики расценивают это как сигнал тревоги о том, что в ближайшие годы из РФ невозможно будет получить не только 8 млн. т углей слабой спекаемости, но и даже 2-х миллионов.
В данной ситуации металлурги уже сейчас вынуждены ускорить поиск путей для совершенствования технологии выплавки чугуна с меньшим содержанием кокса. Это пока дает возможность удерживать темпы роста производства металлопродукции даже при снижении объемов производства производителей кокса, которое уже наметилось с января текущего года («-4,4%»). А.Старовойт: «Коксохимзаводы полностью обеспечили потребности металлургических предприятий Украины. За счет снижения расходов кокса на коксохимических заводах на складах метпредприятий скопились небольшие запасы коксующихся углей, что позволяет предприятиям и далее работать стабильно». «Металлурги снизили потребление кокса на 45 кг/т при производстве чугуна, и это не отразилось на качестве металла, – сказал эксперт. – Причина в дороговизне кокса. Его цена на внутреннем рынке 843 грн/т».
Данная ситуация вынуждает руководство меткомбинатов искать новые рынки импорта. По словам И.Дроздника, сегодня Украина активизирует переговоры о покупке углей в Австралии и США. Все делается для того, чтобы обеспечить коксохимзаводы достойной сырьевой базой. Однако, по сообщению эксперта, из более 40 предложений от потенциальных поставщиков США институт отобрал и рекомендовал к использованию на украинских коксохимзаводах только 4 марки. Не исключено также, что Украина будет вести переговоры о поставках угля из Польши, хотя здесь в последние годы были закрыты все нерентабельные шахты и поэтому экспортный потенциал страны, оценивающийся в недалеком прошлом в 42 млн. т, в 2004 г. составил 18 млн. т.
Учитывая прогнозы «Укркокса», компании начинают предпринимать самостоятельные шаги как в определении стратегии обеспечения заводов сырьем, так и поиске рынка углей в дальнем зарубежье. Каждая группа инвесторов сегодня ищет свой путь и отрабатывает свою программу.