В преддверии ценовой войны

Share

Большинство топ-менеджеров ведущих отечественных горно-обогатительных комбинатов практически уверены в том, что цены на железную руду в этом году в Украине возрастут. Основная причина – увеличение мировых котировок на железорудное сырье. Однако повышение его стоимости может спровоцировать новые конфликты в отрасли.



Сейчас ни у кого в мире не вызывает сомнений тот факт, что металлургам в текущем году придется платить за железорудное сырье больше. Но интрига заключается в вопросе «насколько?».



По словам топ-менеджеров ведущих отечественных ГОКов, внутренние котировки руды, вслед за мировыми, претерпят изменение в сторону повышения. «Северный и Центральный горно-обогатительные комбинаты предполагают повышение цен на железорудное сырье со второго квартала текущего года, – заявил гендиректор СевГОКа и ЦГОКа Александр Вилкул, – Повышение цен будет диктоваться внешними рынками, и наши цены будут следовать за рынком».



Заместитель финансового директора Полтавского ГОКа Сергей Бывалин также сообщил, что предприятие намерено в 2005 г. увеличивать стоимость своей продукции. «По сути, определенный рост цен уже произошел по сравнению с декабрем прошлого года, а также будут увеличены цены на продукцию со второго квартала текущего года», – заметил замфиндиректора.



Вопрос повышения цен на руду рассматривает и руководство Ингулецкого ГОКа. Владимир Пивень, генеральный директор ИнГОКа, заявил: «Я бы поднимал как можно выше, но сдерживают постановления правительства, которые я считаю абсолютно неправильными: в рынке не может быть регулирования, сам рынок должен отрегулировать».



Как известно, руда не является биржевым товаром, и ее стоимость устанавливается в процессе ежегодных переговоров между основными потребителями (европейскими и азиатскими металлургами) и производителями, которыми на протяжении многих лет являются Бразилия и Австралия.



Сейчас увеличение спроса на руду связано, прежде всего, с наращиванием мощностей черной металлургии в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, в 2004 г. Китай показал беспрецедентно высокое увеличение выплавки стали на 23%, в связи с чем импорт сырья в КНР составил 210 млн. т, что на 40% превышает уровень 2003 г.



На фоне такой благоприятной конъюнктуры поставщики сырья решили поднять свои отпускные цены. До начала апреля остается полтора месяца, а переговоры уже успели дважды зайти в тупик: металлургов не устраивает 50-90%-ное повышение стоимости.



Очевидно, что руководство отечественных комбинатов ждет окончания переговоров «большой тройки» (бразильской CVRD и транснациональных BHP Billiton и Rio Tinto) с крупнейшими металлургическими концернами. Примечательно, что ценовая политика сырьевиков основывается на том, что в 2005 г. мировой спрос на сталь увеличится еще на 5%.



Но, «скорее всего, прогноз мирового потребления стали будет повышен, так как спрос на сталь в Китае увеличивается сильнее, чем мы ожидали, – заявил генеральный секретарь Международного института чугуна и стали Ян Кристмас, – В этом году производство стали будет находиться на одном уровне со спросом, что позволит удержать цены на рекордно высоком уровне, достигнутом в прошлом году».



Вполне естественно, что мировые горнодобывающие компании хотят получить «часть пирога», которым обладают металлурги. И от «большой тройки» зависит новый уровень котировок во всем мире и, в частности, в Украине.



Однако, насколько сильным окажется повышение цен, отечественные топ-менеджеры ГОКов сказать не могут. Вполне возможно, что комбинаты в погоне за тенденциями на внешних рынках установят котировки «большой тройки», которые, скорее всего, будут не приемлемы для украинской действительности.



Кроме вышеперечисленных факторов, формирующих мировые цены, отнюдь не второстепенным является также влияние рынка морского фрахта. Крупнейшие производители и потребители географически весьма удалены друг от друга. Поэтому значительной составляющей стоимости железной руды являются транспортные расходы. Учитывая, что около 90% экспортируемого сырья в мире перевозится морем, существенное стимулирование стоимости оказывает рынок фрахта сухогрузов.



Если посмотреть на географию экспорта украинских производителей ЖРС, то можно отметить, что основным регионом, куда идут поставки руды железнодорожным транспортом, является страны Восточной Европы.



В Украине и вовсе отсутствует необходимость отгружать сырье отечественным производителям металлопродукции морским транспортом. Поэтому при формировании цены для внутренних потребителей целесообразнее было бы принимать во внимание не стоимость фрахта, а стоимость ж/д перевозок. При таком сценарии, подорожание для отечественных металлургов не окажется критическим.



Но, все-таки, не стоит недооценивать значение подорожания сырья, тем более, на фоне прогнозируемой нехватки железной руды на внутреннем рынке. Генеральный директор производственно-хозяйственного объединения «Металлургпром» Василий Харахулах сообщил, что в текущем году запланирован объем производства чугуна в объеме 32,8 млн. т, под выработку которого не хватит 6,3 млн. т ЖРС.



По его словам, проблема с обеспечением ЖРС коснется в основном «Запорожстали», ММК им. Ильича, Алчевского МК и Днепровского меткомбинатат им. Дзержинского. А именно эти предприятия оказались главными фигурами в декабрьском «сырьевом кризисе». Новый конфликт в отрасли может спровоцировать рецидив старой проблемы. К тому же в отечественном горнорудном хозяйстве до сих пор ходит призрак реприватизации активов «Укррудпрома».



Сейчас корректировка внутренних цен на руду происходит на квартальной основе при согласовании с меткомбинатами. Учитывая эти факторы, украинским ГОКам необходимо придерживаться гибкой ценовой политике и избегать участия во всевозможных конфликтах, чтобы не попасть в черных список реприватизации, поскольку новое правительство может выступить в роли весьма жесткого арбитра.