Приход новой власти спровоцировал активизацию смены чиновников всех рангов и руководителей крупнейших государственных компаний. Перераспределение должностей коснулось, прежде всего, стратегических сфер экономики.
Так, новых руководителей получили Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (Сергей Глущенко), НАК «Нафтогаз» (Евгений Бакулин). Подобный ход со стороны победителей властной гонки вполне ожидаем. Ведь от положения дел в указанных госкомпаниях напрямую зависит общее состояние экономики страны. Не так давно международные эксперты, например, проводили параллель между дефолтом «Нафтогаза» и дефолтом Украины в целом.
Следующей сферой, которой коснется кадровый вопрос, может стать гидроэнергетика, а именно ОАО «Укргидроэнерго». Это госпредприятие осуществляет руководство всем каскадом украинских ГЭС, и самое важное – курирует строительство масштабного проекта Днестровской ГАЭС.
Вся история украинской гидроэнергетики без преувеличения связана с именем «легендарного» Семена Поташника. При этом «легендарность» его связана не только с бесспорными достижениями, но и с продолжительностью пребывания «у руля». Как говорится, при любой власти и при любой погоде.
Устоит ли Поташник?
Чем же обусловлена подобная «живучесть» С. Поташника в условиях молодой украинской демократии? Во-первых, человек он уже достаточно преклонного возраста (81 год!) и свою трудовую деятельность в энергетике начал, когда большая часть нынешних власть имущих еще «гоняла в футбол» и болела за Виктора Грачева и Валентина Старухина.
Во-вторых, так уж сложилось, что именно Поташник в годы независимости Украины стал основным переговорщиком со всеми международными кредиторами по вопросам выделения средств на развитие гидроэнергетики в стране. Его авторитет признают финансисты как в Западной Европе, так и за океаном. Если проанализировать время и частоту визитов С. Поташника за последние годы, например, в США, можно легко отследить абсолютное совпадение во времени между ними и выделением траншей.
В-третьих, сфера гидроэнергетики является достаточно специфической и сложной. Одна Днестровская ГАЭС (ДГАЭС) чего стоит. Начнем с того, что ДГАЭС – экспериментальный проект. При этом экспериментальность его заключается, прежде всего, в уникальности используемого оборудования. При этом Поташник осуществлял личный контроль, начиная с момента проектирования, производства, монтажа и заканчивая практически «ручным» пуском оборудования.
Напомним, 22 декабря 2009 г. был запущен в работу первый из семи гидроагрегатов Днестровской ГАЭС. После установки оставшихся шести ДГАЭС станет крупнейшей в Европе и войдет в десятку самых масштабных мировых проектов гидроэнергетики. Запланировано, что общая мощность станции составит 2 268 МВт в турбинном режиме и 3 010 МВт – в насосном.
Отдать новому человеку руководство такой «махиной» – это все равно, что дать годовалому ребенку игрушку с надписью «от десяти лет». При этом все еще не забыта прошлогодняя катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС в России. После длительного всестороннего расследования было установлено, что виною стал, как это зачастую бывает, «человеческий фактор». Обследование же украинских гидромощностей выявило практически идеальное состояние объектов, что стало возможным благодаря профессионально проводимой «реабилитации».
Что же будет?
Как рассказал источник из окружения Поташника, сам он видит себя на посту главы «Укргидроэнерго» еще максимум два–три года. Все зависит от того, как пойдет достройка Днестровской ГАЭС. Строительство этого объекта он называет не иначе, как «проектом всей жизни». А работающая станция, лишенная пусковых рисков – главной своей задачей на посту. А рисков этих предостаточно. Вопрос – дадут ли ему такую возможность.
Если отвлечься от лирических планов С. Поташника, логичным выглядит следующий вариант развития событий. Ему предложат толкового зама, который в ближайшее время сможет «поднатаскаться» и впоследствии сменить легендарного шефа.
Опрошенные нами эксперты говорят, что официального преемника пока нет, но сам руководитель «Укргидроэнерго», скорее всего, будет не против передать свои опыт и налаженные контакты специалисту, чтобы тот смог обеспечить завершение строительства Днестровской ГАЭС и надежную работу всей гидроэнергосистемы страны. Причем в число будущих задач приемника входит приобретение авторитета перед международными кредиторами и инвесторами, на что необходимо немало времени.
Кто бы не находился при власти, собственные деньги на развитие гидроэнергетики в ближайшее время все равно не появятся. Строить и развивать придется на зарубежные кредитные. Например, сейчас Мировой банк (МБ) активно сотрудничает с «Укргидроэнерго» в вопросе развития и реконструкции ГЭС в Украине. Именно за счет средств этого фининститута Украина покупает оборудование. Как считают в МБ, обновление оборудования на украинских ГЭС «существенно улучшит экологическую ситуацию в акваториях рек и придаст дополнительную надежность объектам». Эти два фактора для них являются крайне важными, поскольку им не нужны заложенные за собственные средства «бомбы замедленного действия», способные привести к экологической катастрофе в Европе.