Как стало известно «k:», «Укрзализныця» получила предложение от ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) перейти на прямые расчеты между железнодорожными администрациями за перевозки транзитных грузов по территории Украины. «k:» решили проанализировать, почему российскому конкуренту удается теснить «Укрзализныцю» на собственном рынке.
В предложении РЖД (копией которого располагают «k:») эту инициативу связывают «с проводимой работой по расширению спектра оказываемых грузовладельцам услуг». Тем временем «Укрзализныця» вступила в переписку с РЖД, пытаясь выяснить детали этого предложения. Профильные ассоциации уже успели дать резкую оценку данной инициативе, так как, по их мнению, это приведет к уничтожению национального транспортно-экспедиторского рынка и смежных компаний, обеспечивающих страхование, обработку груза и т.д.
Мировой прецедент
В настоящее время украинские экспедиторы, имеющие договор с «Укрзализныцей», обеспечивают транспортировку клиентских грузов. Такая цепочка «грузоотправитель – экспедитор – перевозчик» обеспечения перевозки и ответственности сторон предусмотрена и в международном железнодорожном транспортном праве. Если же РЖД удастся стать единственным экспедитором для российских грузоотправителей (что в условиях «суверенной демократии» реализовать несложно), это создаст прецедент. Впервые может оказаться, что железная дорога одной страны станет экспедитором в другой.
Исходя из того, что в 2009 году доходы «Укрзализныци» от транзитных перевозок составили 7,3 млрд. грн., а на долю российских грузов приходится около 70% железнодорожного транзита, можно ориентировочно подсчитать доходы компаний, обслуживающих транзит (около 5-7% от стоимости перевозки), – 0,3-0,5 млрд. грн. Именно в такую сумму можно оценить потери украинских компаний, если РЖД будут напрямую рассчитываться с «Укрзализныцей» как экспедитор, представляющий интересы российских грузовладельцев. Также существует опасность, что прямые расчеты между РЖД и «Укрзализныцей» со временем перерастут во взаиморасчеты, включая такой существенный сегмент, как расчеты за пользование вагонами. Украинские железные дороги по этой статье традиционно платят РЖД больше.
Монополизация в экспедировании и расчетах за транзит российских грузов чревата и другими неприятностями. Если РЖД станут экспедитором около 20% всего грузооборота Украины, в перспективе из-за нехватки украинских вагонов они смогут контролировать львиную долю экспортно-импортных перевозок между странами. Тогда россияне смогут контролировать через себя грузопотоки в/из третьих стран, прежде всего Беларуси и Казахстана.
Немецкий интерес
Впрочем, опрошенные «k:» руководители транспортно-экспедиторских компаний считают, что данная инициатива родилась не только в связи с желанием монополизировать рынок транзита. На прошлой неделе президент РЖД Владимир Якунин на форуме Russia Business Roundtable заявил, что до 2012 года планируется продажа долей в более чем 30 дочерних и зависимых структурах ОАО РЖД. Эти сделки должны принести около 100 млрд. рублей. Самые привлекательные из этих пакетов: 50% минус 2 акции ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) и 35% минус 2 акции ОАО «ТрансКонтейнер». Как сообщил «k:» источник в «Укрзализныце», одним из вероятных покупателей этих двух активов является DB Schenker – логистическое подразделение Немецких железных дорог с оборотом 19 млрд. евро.
Российская ПГК и ее «дочка» ООО «ПГК в Украине» являются главной конкурентной угрозой как для «Укрзализныци», так и для частных железнодорожных операторов. Созданная в июле 2007 года ПГК как оператор железнодорожного подвижного состава ОАО РЖД получила в уставный капитал 205 тыс. грузовых вагонов. ООО «ПГК в Украине» зарегистрировано в апреле 2008 года и планирует в течение трех лет приобрести 30-40 тыс. грузовых вагонов. (Для сравнения: парк грузовых вагонов «Укрзализныци» составляет около 130 тыс., а частных операторов – около 60 тыс.) При этом даже в условиях сокращения объемов перевозок вагонов не хватает. Около 10 тыс. грузовых вагонов монополии требуют ремонта. А частники предпочитают сдавать свои вагоны в аренду в другие страны СНГ, где ставки выше (в Украине – около $15/сутки, в России – $25-30/сутки).
Косвенным подтверждением заинтересованности DB Schenker во вхождении в состав акционеров самых привлекательных «дочек» РЖД является активное сотрудничество между этими компаниями. Самый стратегически важный проект – развитие перевозок по Транссибу в/из стран АТР в Европу. В частности, предполагается сократить время доставки из Владивостока до Бреста до семи суток. РЖД также проявляют заинтересованность в расширении своего присутствия в европейских странах. Об этом свидетельствует, например, проект строительства «широкой колеи» до Вены и вхождение в терминальный бизнес в Словакии (а в перспективе и в Венгрии) с целью развития контейнерных перевозок между Россией и портами Адриатики. В конце января в Вене было создано совместное предприятие компаниями «РЖДстрой» и «Альпине Бау Гмбх». Не говоря уж о многочисленных локальных проектах.
При этом DB Schenker заинтересована в сотрудничестве и с самой «Укрзализныцей». Так, по информации «k:», рассматривается проект развития контейнерного маршрута Луганск – Киев – Славкув с возможностью перегрузки в направлениях Франкфурта-на-Майне, Гамбурга и других европейских логистических центров. В случае же покупки акций в «дочках» РЖД и DB Schenker, и российская монополия будут заинтересованы в упрощении расчетов за транзит через Украину. А сделать это значительно легче без участия десятков украинских транспортно-экспедиторских компаний.
Министерство путей сообщения СНГ
Упомянутая инициатива – еще одно яркое подтверждение трансформации РЖД из неповоротливой железнодорожной монополии в мощный транспортный холдинг, реализующий агрессивную бизнес-стратегию. Очевидно, что пятый в мире рынок грузовых железнодорожных перевозок, коим является Украина, – один из приоритетных для РЖД. Конечно, можно объяснить силу РЖД государственной поддержкой. Так, в 2009 году РЖД получили госсубсидию в сумме 130 млрд. руб. из федерального бюджета, а «Укрзализныця», в свою очередь, на 2 млрд. грн. перевыполнила финансовый план по налогам.
Однако даже беглый взгляд на структуру РЖД дает представление о том, насколько разветвленным является влияние компании в различных отраслях экономики. В системе ОАО находится 132 дочерних и зависимых общества, в 66 из которых компания имеет контрольный пакет от 51 до 100%. В основном это вагоно- и локомотиворемонтные заводы, телекоммуникационные компании, региональные пассажирские компании, заводы «Ремпутьмаш», НИИ и инновационные компании. Кроме того, РЖД являются акционером банков, промышленных предприятий (например, 36% в Bombardier Transportation), транспортно-экспедиторских компаний (85% в ОАО «Трансконтейнер»), имеет долю в совместных предприятиях в сфере машиностроения и логистики, лизинговых, инвестиционных компаниях и т.д.
В результате рыночной трансформации РЖД реализовывает коммерческие проекты через свои дочерние структуры, избегая обвинений в злоупотреблении своим госстатусом. Первым шагом, обеспокоившим все постсоветские железные дороги, стало создание ПГК. Почти 200 тыс. вагонов инвентарного парка монополии, переданные в уставный капитал ПГК, вскоре были переведены в категорию частных (не принадлежащих железнодорожной администрации). А в этом случае вагон ПГК, прибывший из России, например, в Одессу, в обратном направлении железнодорожники Украины уже не могут загрузить по умолчанию, как предусмотрено в отношении вагонов инвентарных парков. В таком случае нужно согласовывать погрузку с владельцем, то есть с ПГК. Создание Второй грузовой компании и передача еще около 200 тыс. вагонов приведет к тому, что РЖД вообще перестанут быть грузовым перевозчиком. И грузоотправителям соседних стран в условиях дефицита вагонов придется договариваться с якобы «частниками». При желании тарифная политика «дочек» РЖД может стать инструментом влияния на экономику соседних государств. Особенно в отношении таких позиций, как уголь или руда, чувствительных даже к росту транспортной составляющей в несколько долларов за тонну.
Еще одним шагом в направлении расширения своего присутствия на смежных рынках может стать вхождение ПГК в портовый бизнес. Как сообщила на прошлой неделе газета «Гудок», корпоративное издание РЖД, ПГК рассматривает, в частности, возможность приобретения оператора «Металзюкрейн», работающего в Одесском порту на терминале мощностью 2 млн. т.
Системно Украина в последние годы не может противостоять бизнес-стратегии РЖД. С одной стороны, не все свои амбициозные планы РЖД удалось реализовать благодаря усилиям украинских лоббистов. С другой стороны, взаимоотношения двух монополий – это не вопрос противостояния или конкуренции, а проблема возможностей развития железных дорог Украины, позволяющих минимизировать риски влияния на наш рынок соседних государств. Пока что монополисты развиваются в разных «системах координат». С украинской стороны стратегию определяют менеджеры госмонополии, не уверенные в завтрашнем дне и работающие на результат «уже сегодня», а с российской – системно работающая бизнес-структура.