Раскаленная руда

Share

В прошлом году уже в январе была известна новая цена железной руды по годовым контрактам на 2004/2005 финансовый год. А сейчас, в феврале 2005 г., переговорный процесс о котировках в новом финансовом году (который начнется 1 апреля) зашел в тупик. Позиции сторон настолько не совпадают, что трудно даже спрогнозировать, когда же будет названа стоимость сырья и какой она будет. Опыт предыдущих лет показывает, что согласование может продлиться до мая-июня, и все это время ЖРС будет отгружаться по контрактам, но без цены. Это крайне неудобная ситуация как для потребителей, так и для производителей.


 


Большинство участников мирового металлургического рынка предполагали, что на фоне беспрецедентного роста спроса на железорудное сырье переговоры по ценам на 2005/2006 фингод будут несколько сложнее. Но на протяжении 2004 г. сталепроизводителей больше тревожил не возможный рост стоимости руды, а ее доступность. Поэтому они сосредоточились именно на решении проблем с гарантированными поставками сырья, заключив около 20 долгосрочных (от 7 до 25 лет) контрактов ведущими мировыми экспортерами – бразильской CVRD, австралийскими BHP Billiton и Rio Tinto – и рядом более мелких производителей.


 


Со стороны сталепроизводителей в «долгосрочных связях» были замечены крупные металлургические компании Японии, Китая, Южной Кореи. Такой региональный подбор металлургов закономерен: именно азиатские страны лидируют среди импортеров железной руды, а не так давно Китай сместил Японию с первой позиции в этом рейтинге. Прошедший год ознаменовался ажиотажным спросом на ЖРС.


 


Китайские металлургические компании «засветились» не только в традиционных странах-производителях сырья Австралии, Бразилии, Индии, а и спешили скупать любые объемы сырья, выставляющиеся на продажу по всему миру – в Перу, Мексике, Либерии. Есть информация об экспорте ЖРС из России и Казахстана. Потребители из КНР готовы финансировать разведку и развитие месторождений в Северной Корее, Сенегале, Габоне и ряде других стран. И это при том, что Китай обладает и собственными запасами железной руды и сейчас активно разрабатываются новые технологии обогащения местных, с невысоким содержанием железа, руд, чтобы максимально использовать внутренние резервы и меньше зависеть от импорта.


 


Если в 2003 г. страна импортировала 148 млн. т руды, то итог 2004 г. оказался выше прогнозируемого – 208 млн. т. Предполагается, что в 2005 г. сталепроизводители Китая закупят у зарубежных поставщиков 253 млн. т ЖРС. Но все это огромное количество не было использовано в завершившемся году. Часть руды (около 12%) осталась невостребованной по ряду причин и сейчас составляет «золотой» (по стоимости) запас металлургов. Как это не удивительно, но при таких объемах потребления сырья, Поднебесная не входит в число стран, непосредственно участвующих в установлении годовых цен на него.


 


Получается, что китайские металлурги «раскалили» рынок железной руды, успев при этом запастись впрок, а пожинать последствия приходится японским и европейским меткомпаниям. Предварительные переговоры и в Европе, и в Японии начались еще в ноябре. В своих прогнозах относительно тенденции все эксперты и участники рынка были единодушны – только вверх! Процент повышения цен на руду колебался с острожных 12% до экстремальных 25%. Но, похоже, что у сырьевиков планы и собственные прогнозы были другими.


 


Весь 2004 г. все рудодобывающие предприятия работали на полную мощность, стремясь максимально удовлетворить растущий с каждым месяцем спрос. Только в последнем квартале прошедшего года австралийская BHP Billiton произвела 25 млн. т руды, что выше результата 2003 г. на 15%!


 


Нехватка сырья и перспектива продавать ее по высоким ценам воодушевили рударей на увеличение своих мощностей. В завершившемся году и лидеры отрасли, и более мелкие компании объявили о целом ряде проектов по разработке новых месторождений и расширению действующих рудников. Строительный бум повсеместно поддерживается и инвесторами, не сомневающимися в стабильности и прибыльности своих финансовых инвестиций. Акции добывающих предприятий постоянно растут в цене, в частности брокерские компании отмечают всплеск интереса к бумагам BHP Billiton и Rio Tinto Group, курс которых возрастает чуть ли не на каждой сессии. Бразильская CVRD «подогревает» интерес, сообщая о рекордных дивидендах по акциям, выделенная сумма на выплаты акционерам на 82% выше, чем годом ранее.


 


Ценовые претензии поставщиков, объявленные в январе, вызвали шок у производителей. В частности, австралийская делегация на переговорах с японскими сталепроизводителями заявила о повышении цен на 50%. За несколько недель до этого, ряд австралийских аналитических агентств начали потихоньку готовить потенциальных потребителей к неожиданностям.


 


АМЕ рискнула предположить, что стоимость руды вырастет на 30-40%. Такой прогноз стал возможен после того, как сталепроизводители из Японии и Кореи согласились увеличить цену импортируемого из Австралии коксующегося угля в два раза. А если учесть, что средние котировки на сталь на протяжении 2004 г. выросли на 60%, то запрашиваемые поставщиками руды 50% звучат достаточно скромно.


 


Впрочем, покупатели так не считают. По их мнению, отрасль не переживет одновременного существенного роста цен на кокс и руду. Горнодобывающие компании не вняли такому аргументу – не стоит путать интересы разных отраслей, хотя кокс ведущим азиатским меткомпаниям поставляют те же BHP Вilliton и Rio Tinto. Компромисс не был найден и по состоянию на 31 января переговорный процесс прервался, очередные встречи в Токио состоятся в феврале.


 


В предыдущие годы в случае неудачи на переговорах в столице Японии, металлурги ждали окончательной цифры из Европы, где цены обсуждаются местными крупными меткомпаниями, включая Arcelor, и представителями бразильской CVRD. Поставки руды из Бразилии – не единственный источник снабжения европейских производителей сырьем. Они закупают железную руду и ее производные у компаний из Канады, Швеции, Мавритании, России, Украины, но все же без бразильского сырья им не обойтись. Уже сейчас, в первом квартале, Arcelor объявил о сокращении объемов производства стали в связи с нехваткой ЖРС.


 


Руководство CVRD прекрасно знает сложившуюся ситуацию и будет стремиться максимально увеличить стоимость своей руды. Вопреки надеждам сталепроизводителей, он превзошел даже самые пессимистические прогнозы – 90% роста. CVRD считает, что такое увеличение объективно отражает изменение мирового спроса на металлопродукцию и сырьевые материалы. Президент бразильской компании Рожер Аньелли подтвердил, что даже при полной загрузке мощностей в настоящее время CVRD не имеет физической возможности выполнить все поступающие заказы на руду.


 


Интересно, будут ли события дальше развиваться по «одесскому сценарию» – назовите свою цену, мы дружно посмеемся и потом начнем серьезный разговор? Вполне возможно. По крайней мере, китайские металлурги, планирующие в 2005 г., выплавить более 300 млн. т стали, озвучили свою позицию в ценовом вопросе. Максимальным увеличением, которое допускают меткомпании Китая, станет 30%. Больший рост будет для них неприемлем. Возможно, к мнению крупнейшего импортера руды и прислушаются. Китайские покупатели, исключая Baosteel Group, не участвуют в переговорах, но благодаря огромным объемам импорта намерены получить для себя скидки со стороны сырьевиков.


 


Торги продолжаются. Аналитики подняли свои прогнозы до 30-50%. Возмущенные сталевары грозят мировым экономическим кризисом: подорожает нерафинированная сталь, все виды готовой стальной продукции и все это бремя ляжет на потребителей. Уверенные в своих силах и своей уникальности производители руды пока не собираются уступать свои позиции. А сколько им осталось? Начиная с 2006 г. в строй начнут вступать новые мощности по добыче и переработке руды. Дефицит сырья должен исчезнуть. Эксперты Australia&New Zealand Bank говорят о том, что нынешнее повышение может стать последним в трехлетнем цикле повышения, а в 2006 г. максимальный рост составит около 10%. Ряд других участников рынка предполагают, что нехватка ЖРС и снижение ее стоимости произойдет не раньше 2007 г.