Неназванные пока российские предприниматели купили контрольный пакет «Индустриального союза Донбасса», заполучив почти 25% украинской металлургии. Кто станет реальным собственником 50% акций ИСД, станет известным уже после президентских выборов в Украине. От их исхода будет зависеть, появится ли у корпорации новый стратегический инвестор или же украинские акционеры сохранят «статус-кво».
8 января «Индустриальный союз Донбасса» сообщил, что 50%+2 акции корпорации продано «группе российских инвесторов» при участии Внешэкономбанка РФ (находится в 100% собственности правительства РФ), который предоставляет финансирование для покупки украинского актива. Возглавляет эту группу бизнесмен Александр Катунин, который до 2004 г. являлся одним из соучредителей и акционеров «Евразхолдинга», а в настоящее время владеет сырьевым и стальным трейдером Carbofer General Trading.
Официально сумма сделки не оглашается, по оценкам, за 50% + 2 акций ИСД россияне заплатили $2 млрд., что соответствует общей оценке корпорации на уровне $4 млрд.
В сделку включены исключительно металлургические активы, входящие в структуру ИСД, и ее условия не распространяются на иные активы, которыми владеют основные бенефициары корпорации. В частности, польские СМИ со ссылкой на пресс-релиз ИСД сообщили, что Гданськая судоверфь в сделку не вошла и осталась в руках украинских собственников.
С украинской стороны совладельцами ИСД остаются Сергей Тарута и Олег Мкртчян, которым суммарно принадлежит 49,99% акций. Они продолжат управление компанией на уровне главы совета директоров и генерального директора соответственно. В то же время Виталий Гайдук, полностью продавший свой пакет, вышел из состава акционеров корпорации.
По словам вице-президента консорциума «Индустриальная группа», которая управляет активами ИСД, Александра Пилипенко, каждому из новых акционеров принадлежит не более 25% акций.
В пресс-релизе ИСД констатируется, что, несмотря на стремительные темпы развития корпорации, демонстрируемые ранее, ее акционеры пришли к пониманию, что простым приростом активов и техническим перевооружением достичь желаемого стабильного конкурентного преимущества на глобальном рынке проблематично.
Именно по этой причине в последние 3 года велись переговоры о слиянии с одним из крупных метхолдингов, который обеспечит ИСД, прежде всего, доступ к дешевым сырьевым ресурсам.
Кто?
Главной интригой является вопрос – кто станет конечным покупателем 50%+2 акций ИСД. Сомнительно, чтобы им стал Александр Катунин, который не располагает финансовыми, материальными и политическими ресурсами, чтобы стать ключевым российским партнером в такой большой сделке.
Напомним, что в 2004 г. после выхода из состава акционеров Evraz Group А. Катунин создал трейдинговую группу Carbofer, которая в 2007 г. купила у Evraz его металлоторговую сеть.
Сейчас «Карбофер Металл» является одним из ведущих российских трейдеров, в 2008 г. отгрузки составили 1,2 млн. т проката, выручка – $1,07 млрд. Всего продажи группы Carbofer в 2008 г. составили 9,7 млн. т, выручка – $3 млрд.
Однако в октябре 2009 г. Evraz Group с целью увеличения прямых продаж конечным потребителям приобрела «Карбофер Металл» у Carbofer Group. При этом сообщалось, что поскольку Carbofer Group является должником Evraz, на его покупку компании не потребуется больших затрат.
Теоретически Катунин, имеющий опыт управления в металлургическом бизнесе, в данной сделке мог бы выступить как один из будущих топ-менеджеров объединенной компании с российской стороны, который получит небольшой пакет ее акций. Однако, скорее всего он выполняет функцию посредника, который был одним из переговорщиков и техническим организатором сделки.
За Катуниным просматриваются очертания мощной структуры (а возможно и нескольких), партнерство с которым позволит решить нынешние проблемы ИСД.
Такими партнерами могли бы быть Evraz или «Металлоинвест», возможную причастность которых к сделке с ИСД широко обсуждает пресса двух стран. В этом случае все понятно и логично, хотя, отметим, что одновременное участие в сделке обеих компаний маловероятно, поскольку в этом случае появляется сразу три мощные группы акционеров, каждая из которых будет претендовать на управление корпорацией. Кроме того, практика ведения бизнеса указанными российскими метхолдингами предусматривает стремление к получению полного контроля (на уровне не ниже 75% УФ) в поглощаемых активах.
Другой вариант – акции ИСД купила некая финансовая группа, не имеющая интересов в металлургии (об этом косвенно свидетельствует заявление вице-президента консорциума «Индустриальная группа», которая управляет активами ИСД, Александра Пилипенко), зато имеющая некий интерес в том, чтобы вложить $2 млрд. в находящуюся в непростом положении украинскую компанию. Здесь открытым остается вопрос – зачем это может быть нужно непрофильному инвестору?
С точки зрения чистого бизнеса, покупка контрольного пакета ИСД с «кризисным дисконтом» выгодна, но при условии быстрого роста рынка и капитализации корпорации.
Одновременно, это и довольно рискованно – в случае слишком медленного восстановления рынка или любых других форс-мажоров (дефолт компании, политические поствыборные риски) инвестиции не окупятся.
С другой стороны, украинская корпорация заинтересована не в очередном кредиторе, который одолжит денег, тем самым еще глубже загнав ее в долговую яму, а в стратегическом партнере, с помощью которого будут решены вопросы с поставками сырья.
Кремлевские деньги этих проблем не решат, поэтому версия о приходе в ИСД «чисто финансовых инвесторов» выглядит не слишком убедительно. Очевидно, что в сделке присутствует некая фигура или структура, которая гарантировала украинским совладельцам, во-первых, сохранение некого паритета в управлении корпорации (роль младших партнеров их не устраивает), а во-вторых, определенный стратегический вклад в развитие (это, конечно же, доступ к дешевому сырью).
К слову, согласно заявлению А. Пилипенко, С. Тарута и О. Мкртчян не планируют продавать оставшиеся 49,9% акций ИСД и выходить из бизнеса.
Финансирование сделки ВЭБом свидетельствует о полученном одобрении со стороны Кремля. Возможно, она является часть большой политико-экономической сделки, в рамках которой вход россиян в украинскую корпорацию станет не только гарантией доступа к сырьевым ресурсам, но и защитой от возможного давления со стороны украинских конкурентов (в случае победы на выборах президента В.Януковича). В случае же победы Ю.Тимошенко окончательный формат сделки может измениться, и украинские акционеры ИСД смогут добиться более выгодных для себя условий.
В следующем материале читайте подробнее о мотивах, которые подвигли ИСД к привлечению внешнего инвестора, и о «тактико-технических характеристиках» претендентов на украинскую меткомпанию