Украинская железная руда выдерживает конкуренцию с бразильским товаром только по ценовому фактору. Но стремление бразильского производителя Vale обзавестись собственным морским флотом и строительство в Украине морского терминала может нивелировать и этот фактор. На фоне этого украинским рудокопам крайне важно закрепиться и расширять свое присутствие на китайском рынке.
На прошлой неделе президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко обсуждали вопросы сотрудничества двух стран в различных отраслях промышленности. В контексте кооперации в горно-металлургическом комплексе главным вопросом была активизация двусторонней торговли железной рудой. С этой целью Киев выдвинул инициативу по совместному строительству в Украине морского терминала для импорта ЖРС.
Такой проект необходим отечественным меткомпаниям, у которых нет собственной железорудной базы, прежде всего, ИСД. Напомним, что холдинг уже несколько лет сотрудничает с бразильским производителем Vale. В 2007 г. его меткомбинаты импортировали 480 тыс. т сырья, в 2008 г. – 870 тыс. т.
С начала 2009 г. из-за низкого спроса на сталь ИСД отказался от закупок бразильской руды, тем не менее, сохранив диверсификацию поставок сырья на меткомбинаты. Кроме ГОКов, входящих в структуру «Метинвеста», руда поставлялась с КЖРК, российских Ковдорского и Михайловского ГОКов и от шведской компании LKAB. Впрочем, после активизации мировых рынков металлопродукции во второй половине года и роста экспортных цен на руду в СНГ корпорация закупила 40 тыс. т бразильской руды для ДМКД.
Несмотря на наличие договоренностей с украинским монопольным поставщиком руды, ИСД ищет варианты снижения зависимости в долгосрочной перспективе. В этот же контексте интересно заявление Ю.Тимошенко об активной поддержке правительством создания в Украине вертикально интегрированных меткомпаний. Впрочем, этот путь долгий и весьма затратный. «Нам, конечно, нужно увеличивать производство своей руды. Но еще важнее расширять порты, которые бы позволили увеличить импорт сырья в страну», – заявил СМИ Александр Пилипенко, вице-президент «Индустриальной группы», управляющей активами ИСД.
Следует напомнить, что ИСД в альянсе с «АрселорМиттал Кривой Рог» уже декларировали намерение построить в Украине глубоководный порт, ориентированный на импорт сырья. Даже было выбрана площадка в районе Скадовска. Но из-за кризиса проект пришлось отложить «в долгий ящик». Кроме того, возведение порта с нуля требует значительных инвестиций не только в портовую, но и в транспортную инфраструктуру, в частности в подъездные ж/д пути. В сегодняшней экономической ситуации такие расходы «Укрзализныця» вряд ли может себе позволить.
Рудокопы становятся мореходами
Поэтому создание терминала на базе уже существующего порта, да к тому же с привлечением партнера, имеющего соответствующий опыт, выглядит логичным. На сегодня Vale, кроме того, что является крупнейшим в мире производителем ЖРС, занимает ведущую позицию в мировой морской торговли железной рудой. Согласно данным консультационной группы Raw Materials Group, доля бразильцев составляет порядка 30%, тогда как Rio Tinto – менее 20%, BHP Billiton – 17%.
В собственности и управлении Vale находятся ряд портовых терминалов. Крупнейшим из них является Tubarao (г.Витория, штат Espirito Santo), через который Vale переваливает порядка 30% (80 млн. т) своей руды на экспорт. Вторым по масштабам является Ponta da Madeira Maritime Terminal (Itaqui, штат Maranhao). На этом терминале ежегодно погружается 70 млн. т в основном ЖРС (а также марганцевая и медная руда). Еще два терминала в порту Sepetiba (штат Рио-де-Жанейро) совместно переваливают около 60 млн. т ЖРС. В управлении Vale также находятся небольшие терминалы в штате Sergipe и Espirito Santo.
В Украину руда отгружается через Ponta da Madeira Maritime Terminal, который предназначен специально для обслуживания поставок сырья с рудника Carajas. Вообще, портовые мощности рассчитаны на прием балкеров дедвейтом 420 тыс. т. В этом контексте стоит отметить, что Vale в 2009 г. разместила на китайских верфях заказ на строительство 12 рудовозов дедвейтом 400 тыс. т (станут крупнейшими в мире) и общей стоимостью $1,6 млрд. Кроме того, компания купила 15 подержанных балкеров и заказала 4 «кейпсайзов» дедвейтом 180 тыс. т.
На данный момент Vale покрывает собственным тоннажем до 70% перевозок своей продукции. Тем не менее, пока стоимость транспортировки железной руды из Бразилии до основных рынков в Азии почти вдвое превышает фрахт на аналогичные перевозки из Австралии. Впрочем, строительство крупных балкеров в значительной степени решит логистические проблемы Vale. А в свете поставок руды теми же судами в Европу, в частности, Украину, серьезно сократится транспортная составляющая в конечной цене на сырье.
Таким образом, полностью контролируя транспортную цепочку, Vale сможет проводить гибкое ценообразование, чтобы эффективнее конкурировать с Rio Tinto и BHP Billiton. Сейчас, во время мировой рецессии она уступает своим конкурентам, из-за чего ее прибыль по итогам 3 квартала упала на 65%.
Ахметов уехал в Китай
Основной фактор конкурентоспособности бразильской руды на украинском рынке – высокое качество (при соответствующей разнице в стоимости). Если содержание железа в концентрате «Метинвеста» не превышает 70%, то сырья Vale – 83%. Однако благодаря снижению транспортными затрат может быть нивелирован и ценовой фактор.
Напомним, в течение 2009 г. Vale договорилась с европейскими и азиатскими потребителями о снижении цен на концентрат со $120/т до $65-70/т. В то же время украинские экспортные цены в Европу (DAF граница Украины) подвергались значительному колебанию: август-08 – $123/т, январь-09 – $60/т, июнь-09 – $35/т, ноябрь-09 – $70/т.
Постепенно растут цены на внутреннем рынке Украины, тут котировки пересматриваются игроками ежемесячно. В октябре состоялось очередное повышение стоимости руды, когда внутренняя цена концентрата почти достигла уровня экспортной – $60-65/т. На рынке СНГ также произошло повышение до $70/т.
Таким образом, уже сейчас базовая стоимость сырья украинского и бразильского производства вполне сопоставима, без учета фактора качества. В среднесрочной перспективе руда в любом случае будет дорожать, укрепляя желание «безрудных» украинских металлургов диверсифицировать свои поставки.
Поэтому тому же «Метинвесту» необходимо уже сейчас закрепляться на экспортных рынках. Рынок ЕС более конкурентен, а вот Китай – практически открыт. Украинский поставщик может сыграть на традиционных противоречиях между поставщиками и потребителями в преддверии переговоров по ценам на желруду в 2010 г. Характерно, что в ноябре «Метинвест» впервые отправил в «Поднебесную» ЖРС на судне дедвейтом 195 тыс. т.
Конечно, чтобы серьезно укрепиться на китайском рынке, опять-таки необходим глубоководный порт в Украине. В Севастополе, где есть стивидор «Авлита», это возможно только после вывода Черноморского флота РФ. Кроме того, такой проект планировал реализовать совладелец «Метинвеста» «Смарт-холдинг» в портопункте «Очаков», но из-за отсутствия средств его реализация буксует. Поэтому и приходится загружать балкера частично в порту «Южный», а догружать под завязку на рейде.