В более долгосрочном плане европейская металлургия, судя по всему, будет все в большей степени специализироваться на выпуске дорогостоящей стальной продукции высокого передела и высокого качества, которая приносит большую прибыль, требует более высокой культуры производства и передового технического оснащения. В то же время, выплавка стали в регионе будет сокращаться или, по крайней мере, перестанет расти.
Европейская рациональность
Западноевропейская металлургическая отрасль пережила сложный период реструктуризации в конце 80-х гг., когда государства региона отказались от ее опеки, а наименее эффективные предприятия были остановлены. В ближайшее время, похоже, она должна пройти новый этап сурового отбора. Несмотря на очень высокую производительность труда на европейских заводах дороговизна сырья, которая, очевидно, представляет собой долгосрочную тенденцию, поднимает себестоимость выплавленной стали до опасно высоких величин. Не удивительно, что ведущие европейские сталелитейные компании стремятся перенести производственные мощности в другие страны и регионы.
Так, Arcelor, крупнейшая металлургическая корпорация ЕС и вторая в мире, еще в начале 2003 г. обнародовала план закрытия шести доменных печей на четырех металлургических заводах в Бельгии, Франции и Германии. Все они будут постепенно выведены из строя по мере того, как завершится гарантийный срок их работы после капитального ремонта.
При этом, корпорация отнюдь не собирается закрывать прокатные мощности этих предприятий. Выплавку полуфабрикатов для снабжения производственных линий планируется сосредоточить на приморских заводах Arcelor, где минимальны затраты на доставку сырья, а также в Бразилии, где в 2004 г. корпорация выкупила контрольный пакет акций производителя слябов CST.
Arcelor не одинока в подобных стремлениях. Сталеплавильный завод в Бразилии (поблизости от богатых месторождений железной руды) вскоре начнет строить германская корпорация ThyssenKrupp. Британо-нидерландская Corus в начале января передала свой завод Teesside мощностью 3,3 млн. т слябов в год международному консорциуму, в который вошли ряд европейских компаний, включая Duferco, и корейская Dongkuk Steel. По предварительным данным, не исключает своего участия в бразильских металлургических проектах итальянская Riva.
Аналогичная тенденция распространяется и на менее крупные компании. Так, российский Новолипецкий комбинат, в 2002 г. приобретя датскую компанию Dansteel, остановил ее плавильные печи и перевел на снабжение собственными слябами. Украинский «Индустриальный союз Донбасса» рассчитывает на расширение производительности своего венгерского завода Dunaferr за счет поставок слябов с Алчевского металлургического комбината. Другое украинское предприятие, мини-завод «Истил» (Украина) снабжает длинномерными полуфабрикатами головную компанию в Великобритании.
Все это, конечно, не значит, что в странах ЕС прекратится строительство новых металлургических заводов. Например, саудовская компания Al-Tuwariqi во второй половине текущего года планирует ввести в строй расположенное в Великобритании предприятие, которое будет снабжать заготовками ее новый завод в Саудовской Аравии.
Реанимируются закрытые во время кризиса 90-х гг. плавильные мощности в Чехии, Словакии, других странах Восточной Европы. Тем не менее, экспансия металлургических корпораций в новых странах ЕС будет сдерживаться договорами, которые подписали эти государства перед вступлением в Союз, пообещав, что не будут развивать свою сталелитейную промышленность выше определенных пределов. Не исключено, что по мере вывода плавильных мощностей с территории ЕС на эти ограничения будут все больше смотреть сквозь пальцы, но в ближайшие годы они будут действовать.
Итак, на что могут рассчитывать украинские производители, если в ближайшее время им будет открыт доступ в ЕС? Пожалуй, для них этот рынок может послужить неплохой компенсацией сокращающемуся спросу в Китае, странах Восточной Азии и Ближнего Востока. Сейчас нишу поставщиков относительно дешевой продукции занимают в ЕС китайские, турецкие, египетские производители, компании из других развивающихся стран. С ними украинские заводы могут успешно конкурировать. Кроме того, отечественные предприятия сохраняют традиционные связи с восточноевропейскими и прибалтийскими потребителями.
Конечно, еще не совсем ясно, пойдет ли Европейская комиссия на открытие своего рынка для украинской стали, но то, что этот шаг был бы исключительно выгодным для наших металлургов – более чем очевидно.