За последние два месяца GM уже несколько раз переносил дату окончательного определения нового инвестора Opel. Складывается впечатление, что руководство американского банкрота перешло от принципа, по которому отбирается лучший среди претендентов, к «отсеиванию» менее интересных предложений.
В конце июня и начале июля главными критериями, по которым руководство GM отбирало основных претендентов на Opel, были предлагаемая за немецкую компанию сумма и размер увольнений, которые новый владелец собирается провести на заводах автоконцерна. Теперь же на первый план вышел вопрос об использовании интеллектуальной собственности GM.
На прошлой неделе вице-президент GM Джон Смит, ответственный за продажу Opel, выделил двух основных претендентов: бельгийский инвестфонд RHJ и российско-канадский консорциум (Magna, Сбербанк и группа ГАЗ). Тем не менее, говорить ни об однозначном лидере пока нельзя.
Еще в середине июля достаточно высоко оценивались шансы Beijing Automotive Industry Holding Co. (BAIC). Однако китайский концерн настаивал на использовании немецких технологий в производстве, что для руководства GM было недопустимо, и 23 июля предложение BAIC было отклонено. И это несмотря на то, что представители КНР предлагали ?660 млн. за 51% акций Opel, в то время как за тот же пакет RHJ сейчас готов заплатить всего ?275 млн., а Magna и Сбербанк – ?500млн., правда, за 55% акций.
Пытаясь увеличить свои шансы на победу, российско-канадский консорциум «на ходу» улучшает свое предложение. В течение последних двух недель Magna и Сбербанк изменили способ выплаты денег. Напомним, ранее из ?500 млн. предлагалось выплатить ?100 млн. сразу, а еще ?400 млн. в виде беспроцентного кредита. Теперь же представители консорциума заявили о готовности заплатить ?500 млн., из которых GM получит сразу ?350 млн., а оставшуюся часть – по выделяемому Opel облигационному займу. Это был один из основных недостатков консорциума перед конкурентами.
Изменился и принцип распределения акций. Если раньше предполагалось, что по 35% акций Opel должны отойти к GM и Сбербанку, 20% – Magna и 10% – работникам автоконцерна, то теперь Magna и Сбербанк получат по 27,5% акций. Такая конфигурация внесет стабильность в отношения между участниками консорциума, а также обезопасит канадскую компанию от возможной продажи Сбербанком своей доли и его выхода из состава акционеров.
А вероятность такого сценария существует, причем серьезная. Ведь, пока все идет к тому, что GM так и не разрешит использование своих технологий на российских автозаводах. А это существенный удар по планам ГАЗа, который рассчитывал на технологии Opel. Поэтому без права использовать разработки Opel, покупка доли в немецкой компании превращается для россиян в обычную портфельную инвестицию.
В то же время GM, сохраняя за собой технологии, официально подтвердила, что отказывается от права на обратный выкуп части или всего пакета акций Opel. Но если вспомнить, сколько раз только за последний месяц руководство GM меняло свои решения, с большой долей вероятности можно говорить, что «продолжение следует».
Стоит отметить, что в рукаве у россиян есть один козырь. Консорциум Magna-Сбербанк поддерживает правительство Германии. В середине июля немцы недвузначно намекнули GM, что, если оно продаст Opel кому-то другому, ФРГ может отказаться от предоставления госпомощи автопроизводителю.
По неофициальным данным, сейчас фаворитом в сделке является RHJ. Предложение бельгийцев выглядит привлекательнее уже тем, что только на время прохождения GM процедуры банкротства предлагается финансирование в размере ?1,5 млрд. К тому же RHJ просит у немецкого правительства ?3,8 млрд. госпомощи, в то время как Magna-Сбербанк – ?4,5 млрд.
Уступают россияне и в масштабах увольнений. Так, если бельгийцы планируют сократить 9,9 тыс. рабочих, то Magna – 11,6 тыс. человек. Однако RHJ намерен остановить на два года работу завода Opel в Айзенахе, с чем не согласно правительство Германии. К тому же, до сих пор неизвестно, как RHJ намерен использовать технологии немецкого автопроизводителя.
Ожидается, что сегодня, 3 августа, на заседании нового совета директоров GM наконец-то будет выбран победитель. Однако в то, что решение будет оглашено и мероприятие действительно состоится, мало кто верит. Напомним, что последняя дата, когда планировалось подписание договора между консорциумом Magna-Сбербанк и GM, была 15 июля. Причины же, по которым уже не первый раз переносится окончательное решение, ни руководство GM, ни правительство Германии не называют.
В нынешних условиях затягивание с окончательным вердиктом выгодно россиянам, предложение которых уступает конкуренту. И у них есть время улучшить свою оферту. Министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг уже заявил, что претендентам немешало бы увеличить свои предложения об инвестициях в автоконцерн.