Кабмину нужно сократить расходы на 20 млрд.

Share

Основными жертвами урезания могут стать местные бюджеты. Миссия МВФ уехала, пообещав Украине очередной транш. Правда, каждый визит представителей фонда приносит стране все менее утешительные новости. Теперь в МВФ считают, что наш ВВП упадет на 14%, а ведь еще весной предполагалось 8%. Но Кабмин этот факт не расстроил — ухудшение состояния экономики позволило получить согласие на третий транш в размере $3,3 млрд.


А вот требования фонда явно не обрадовали правительство. Во-первых, львиная доля суммы транша (1,9 млрд.) должна быть направлена на выплату внешних займов. Во-вторых — повышение тарифов на газ для населения. Этот пункт уже не раз оговаривался МВФ, и во время прошлого визита миссии украинское правительство заверяло контролеров, что такое повышение можно считать уже состоявшимся. Теперь фонд требует немедленно перейти от слов к делу. И, в-третьих, необходимо решить проблему с непомерно раздутым бюджетом. Похоже, не слишком обрадовало министров даже то, что МВФ отреагировал на слезные мольбы Кабмина и разрешил, чтобы дефицит бюджета составлял 6% ВВП (ранее наш максимум был 4%). Ведь представители фонда потребовали сбалансированности основного финансового документа. Причем обещания увеличить доходную часть на миллиарды уже не устраивают миссию — МВФ хочет видеть сокращение расходов.


Чтобы понять, на какую сумму нам придется ужаться, нужно представлять, что же такое граница дефицита в 6%. Изначально бюджет-2009 писался, исходя из номинального показателя ВВП 1,062 трлн. грн. Тогда заложенный в бюджете дефицит в 31,1 млрд. грн. действительно составлял около 3% ВВП. Сейчас же эксперты прогнозируют, что номинальный ВВП в этом году будет порядка 954 млрд. грн. Во всяком случае такая усредненная цифра получилась по итогам консенсус-прогноза Минэкономики и ряда экспертных организаций. Значит, наш предельный размер дефицита в 31 с хвостиком млрд. — это на сегодня почти 3,3% ВВП.


Между тем в показатель дефицита до 6% ВВП валютный фонд требует включить дефицит бюджета НАК «Нафтогаз». Учитывая недавнее увеличение его уставного фонда, эксперты МВФ оценивает дефицит бюджета НАК в 2,6% ВВП. А дефициты непосредственно бюджета и «Нафтогаза» совокупно дают 5,9% ВВП — как раз предельный показатель от МВФ.


Но уже сейчас ясно, что дефицит в размере 31,178 млрд. — слишком заниженный показатель бюджета. По оперативным данным Государственного казначейства, за январь-июнь этого года в общий и специальный фонды бюджета собрали 90,465 млрд. грн., или чуть меньше 38% годичного плана по доходам. При сохранении такой динамики выполнения бюджета эксперты прогнозируют 60–70-миллиардный дефицит по итогам года. Даже оптимисты в нынешней ситуации признают, что правительству на выполнение бюджета не хватит минимум 20 млрд. А значит, именно о таком несанкционированном разрыве бюджета следует говорить в контексте взятых перед МВФ обязательств.


Если правительство все же решит выполнять требования фонда, оптимальным вариантом в нынешней политической ситуации было бы увеличение доходной части бюджета. Но пока особых достижений в этом направлении не видно. Мы уже полтора месяца назад говорили МВФ, что снизили дефицит бюджета на 1% ВВП: 0,5% — за счет увеличения акцизов на табак и алкоголь, 0,25% — за счет увеличения цены на газ, электроэнергию и уголь для домохозяйств и 0,25% — за счет решения вопроса о снижении финансирования Пенсионного фонда. Но в итоге доходная часть бюджета официально увеличилась лишь на 283 млн. грн., и деньги тут же были расписаны на регионы и программы. Увеличения поступлений в Пенсионный фонд за счет единоналожников так и не произошло — это решение до сих пор оспаривается в различных инстанциях. Как в общем-то никто не видел и части из 0,5% ВВП или 4,77 млрд. грн. дополнительных доходов от акциза.


Собственными силами Кабмин тоже не смог собрать дополнительных средств. И хотя, по данным Секретариата Президента, налоговые переплаты в бюджет по итогам первого полугодия составили 11,3 млрд., а суммы просроченного возмещения НДС за этот период выросли на 47,5%, ГНАУ с трудом выполнила и без того заниженные плановые показатели. Сейчас, по словам и.о. министра финансов Игоря Уманского, к увеличению доходов бюджета подключат таможню. Последняя, видимо, радикально ситуацию не изменит.


Это означает, что правительству все же придется снижать расходы бюджета. В Кабмине уверены, что лучше всего проводить так называемый технический секвестр бюджета, то есть урезать расходную часть без пересмотра закона о государственном бюджете. Это легко объяснимо: просить парламент о снижении расходов, означает расписаться в своем экономическом провале. Ведь, согласно Бюджетному кодексу, урезать расходы через парламент можно только в том случае, если имеет место недополучение по итогам квартала доходов общего фонда бюджета более чем на 15%.


Игорь Уманский после встречи с представителями МВФ намекнул, что у него уже есть список на трех страницах, что в бюджете можно урезать: «Это мероприятия капитального характера, мероприятия по другим программам, таким, как оптимизация госзаказа». Правда, немногим ранее и.о. министра признавал, что резать почти нечего: «в общем фонде 95% — защищенные статьи».


Что касается специального фонда, то туда за первое полугодие собрали чуть более 30% годичного плана — 18,5 млрд. При этом в первом квартале на капитальные расходы было выделено всего 0,6 млрд. грн., что составляет 1,5% общих расходов бюджета. Во втором квартале, по предварительным данным, около 2,5%. Даже защищенные статьи капитальных расходов, к примеру аварийные ремонты в ЖКХ, в большинстве своем отложены на второе полугодие.


С правовой точки зрения, именно такое переписывание бюджетной росписи и является тем самым техническим секвестром. Всего на капитальные расходы в 2009 году запланировано около 17 млрд. грн., и если эти мероприятия будут финансироваться на уровне полугодия, то к концу года бюджет сможет сэкономить солидную сумму. Правда, тут «мешает» Евро-2012, поэтому часть капитальных расходов придется все же профинансировать. Но Кабмин все равно сможет отложить финансирование 7–8 млрд. на последний месяц года, а впоследствии эти деньги так и не будут использованы.


Если же говорить о госзаказе, то его финансирование в бюджете-2009 предусматривалось за счет стабилизационного фонда. Наполнить его пока не смогли и вряд ли смогут. На данный момент в стабфонде менее 4% от запланированной суммы. Остальные деньги, порядка полумиллиарда, уже ушли на финансирование текущих социальных выплат и ряда инвестиционных проектов. Так что здесь Кабмину взять будет практически нечего.


Между тем в плане экономии на расходах наиболее перспективными остаются бюджетники и местные власти. Метод жесткой экономии на первых испытывают еще с прошлого года, и в принципе он дает свои результаты. Но возможность выжать еще что-то из бюджетного ресурса без изменений в законах вызывает определенные сомнения — в последние месяцы бюджетным организациям не хватает денег даже на оплату телефонной связи. Дальше только латвийский путь — уменьшение зарплат на треть через парламент, что маловероятно. Зато местные бюджеты, доплаты которым из госбюджета теоретически не являются защищенными статьями, хотя в них есть спрятанные социальные выплаты, остаются вероятным источником экономии. В апреле Кабмин сделал первый шаг к снижению финансирования регионов, когда переложил на плечи местных бюджетов компенсацию разницы в тарифах на газ. Еще раньше был неформальный отказ финансировать любые инвестиционные расходы, не связанные напрямую с Евро-2012. Следующим шагом может быть как реализация идеи премьера о самофинансировании бюджетных организаций, предоставляющих услуги, так и якобы высказанные однажды в письме министра финансов мысли о платных учебниках в школах или о превращении ряда медицинских учреждений в коммунальные предприятия.


Между тем существует еще один вариант, наиболее привычный для нашего правительства — в очередной раз пообещать и не сделать. Финансирование самых неприоритетных статей уже перенесено на последний месяц, остальные расходы могут быть профинансированы за счет эмиссии и полученных траншей независимо от дефицита бюджета. А там, возможно, МВФ и сам согласится, что предельный размер может быть большим. Ведь если фонд уже сейчас согласен на дефицит в размере 11% ВВП (с учетом рекапитализации банков), пару лишних процентов к концу года уже не будут играть никакой роли.


http://www.comments.com.ua/