Противостояние между экс-министром транспорта и связи и руководством львовского аэропорта привело к замедлению работ по его реконструкции. После отставки И.Винского Ю.Тимошенко восстановила Александра Загреву в должности генерального директора ГП «Международный аэропорт «Львов». В интервью UGMK.ІNFO он рассказал о ситуации, сложившейся вокруг реконструкции аэропорта.
– Перед своей отставкой Винский обвинил вас в том, что вы человек, близкий к Виктору Медведчуку. Так ли это? Чьи интересы столкнулись вокруг этого объекта?
– Кого только мне не «подтасовывали». Во-первых, о чем я уже неоднократно говорил, я знаю многих народных депутатов. Ну, приблизительно так человек с 200, если считать, что их 450. Во-вторых, поскольку я здесь работаю 29 лет, то, конечно, знаю, в том числе, и Виктора Владимировича Медведчука. И отношусь ко всем с уважением, потому что все они являются нашими клиентами. Но если бы я был очень близок с ним, то, наверное, я здесь бы уже не работал. И здесь надо нужно понимать, о чем мы говорим…
– Пытаясь уволить вас, Винский утверждал, что вы не смогли обеспечить безопасность аэропорта (дети играли на взлетной полосе и т.п.). Были выводы соответствующей комиссии. Почему тогда Премьер-министр отменила решение о вашем увольнении?
– Все, что говорил Винский, не соответствовало действительности. Иного слова, чем «бред», подобрать нельзя. Поскольку нормальный, умственно здоровый человек не может говорить о таких вещах, например, как – дети на полосе. Ведь это очень опасно даже для наших работников и для кого угодно, а тем более – для посторонних людей.
Что касается безопасности полетов, то это надуманная тема. Винскому надо нужно было найти причину для того, чтобы меня отстранить с должности генерального директора аэропорта «Львов», чтобы назначить на эту должность человека, который будет воровать государственные средства. В данном случае, я не очень подхожу для такой миссии, как это было нужно Винскому. Я знаю, о чем я говорю и для этого у меня есть достаточно аргументов. А что касается безопасности в нашем аэропорту, то скажу еще раз: мы получили сертификат по авиационной безопасности. Во-первых, этот сертификат действует до 2010 г., и у нас работала соответствующая комиссия, которая ничего небезопасного здесь не обнаружила. То есть, Винский это придумал и заявил для того, чтобы найти причину любой ценой, как мне это передали, отстранить меня с этой должности.
Еще один вопрос, который я бы хотел затронуть. Если говорить о безопасности или авиационной безопасности, то есть такая информация: за четыре года, с тех пор как я здесь являюсь генеральным директором, нужно только посмотреть на экономические показатели нашего предприятия. И если вы посмотрите на них, то убедитесь, что они наилучшие в Украине среди других государственных авиационных предприятий. В частности, если взять показатели по росту и прибылям, то мы находимся как минимум на второй-третьей позициях в Министерстве транспорта и связи Украины.
Что касается охраны и авиационной безопасности, то есть такая вещь, как кража чемоданов. Если посмотреть на ситуацию в Борисполе, то, думаю, вы знаете об этой теме. Я не буду говорить об аэропорте своих коллег, но есть такая тема, как разворовывание имущества пассажиров. Именно у нас за четыре года не украли ни одного чемодана. Думаю, это говорит о том, есть ли у нас здесь контроль, или его нет. Если кто-то скажет, что за четыре года у него здесь что-то украли, хотя бы один чемодан, то я тогда перед вами сниму шляпу.
– Насколько стабильно поступают средства на реконструкцию аэродромной части львовского аэропорта?
– Я уже имею «на руках» бюджетный паспорт, который привез из Киева 9 июля. Я не был на сессии Львовского городского совета, которая происходила в тот же день, но для меня были важнее вопросы в столице.
10 июля мне позвонили по телефону с Госказначейства и сообщили, что к ним поступило уже 50 млн. грн. ассигнований. Если взять эти средства по разбивке, то 35 млн. грн. будут использованы на аэродромную часть аэропорта. Их будет привлекать компания «Азовинтекс», которая выполняет здесь соответствующие строительные работы. Еще часть суммы пойдет компании «Тебодин», которая разработала проект терминала аэропорта, и который уже находится на государственной экспертизе. Также часть средств будет привлечена на проведение госэкспертизы проекта взлетной полосы. И на другие расходы в пределах развития аэропорта.
– Насколько серьезна угроза, что аэропорт не будет готов своевременно и Львов потеряет Евро-2012? Ведь гарантии по аэропортам необходимо предоставить УЕФА не до 30 ноября, а уже до 31 августа.
– Правительство все делает для того, чтобы срывов не было. Об этом свидетельствует и тот факт, что финансирование уже поступает на аэропорт «Львов». Следовательно, все задачи будут выполнены. У меня абсолютно нет в этом сомнений. Но те, кто накручивают ситуацию вокруг аэропорта, то у них самих в первую очередь есть проблемы со стадионом, дорогами, возможно, отелями, и тому подобное, но не с аэропортом.
Аэропорт, во-первых, уже есть. Он является международным. А что касается реконструкции, то она осуществляется не только в рамках подготовки к Евро-2012, этот процесс касается и генерального плана развития аэропортов и соответствующей государственной программы. И согласно этой программе в аэропорту «Львов» сейчас осуществляются работы. И что бы кто ни говорил, а работы здесь будут проводиться. Тем более правительство, и в первую очередь Юлия Тимошенко, лично контролирует реконструкцию аэропортов. И, еще раз подчеркну, это не только по Евро-2012, а согласно Программе подготовки аэропортов до 2020 года.
Я лично не сомневаюсь в том, что все задачи, которые поставлены перед нами относительно подготовки к Евро-2012, будут обязательно выполнены. Несмотря на это, Андрей Иванович Садовый нагнетает ситуацию по аэропорту, потому что у него самого есть проблемы при подготовке к Евро-2012. Он не знает, как переложить свою ответственность, а потому делает разные заявления, ищет «козла отпущения». Таким «козлом отпущения» городской голова делает именно аэропорт. Но, думаю, ему этого не удастся, потому что он постоянно у нас проигрывает. Во-первых, он проиграл все суды, которые были связаны с имуществом аэропорта и тому подобное. В этом случае, ему лучше было бы помолчать и просто ждать того дня, когда будут выборы городского головы. Очевидно, он уже не может дождаться этого дня.
– Когда закончится экспертиза проекта терминала аэропорта?
– Были определенные замечания к проекту терминала, но сугубо технического характера. Они совсем не влияют на финансовую сторону или на время. Буквально еще неделя, и все вопросы будут закрыты. Эти замечания к проекту компании «Тебодин» как раз сделали мы, а не в государственной экспертизе. Соответственно, мы совместно их устраняли.
Я не могу говорить за «Минрегионстрой», когда будет завершена экспертиза этого проекта. Но я думаю, что это произойдет в ближайшее время. 10 июля было совещание, на котором был представитель «Тебодина», который и заявил, что они работают над этими вопросами совместно с Государственным институтом экспертизы. И буквально уже в ближайшее время этот вопрос будет решен.
– Когда, наконец, будет объявлен конкурс по строительству терминала?
– Что касается инвестиционного конкурса, то этим вопросом занимается Кабинет Министров Украины. Я был 9 июля на совещании в правительстве по этому поводу и могу сказать, что процесс пошел. Его лично контролируют руководители Кабмина. Теперь – дело только за правительством и все зависит исключительно от него. От нас по терминалу сейчас ничего не зависит.
– Даже после реконструкции аэропорта в Львове, он не дотянет до требований УЕФА. Поэтому в ассоциации рассматривают вариант привлечения аэропорта в польском Жешуве как дополнительного. Насколько это реальный вариант? Тем более что аэропорты в Луцке и Ивано-Франковске были отброшены из-за очень плохой инфраструктуры.
– Это какие-то детские разговоры. Аэропорт в Львове спроектирован согласно последним требованиям. А после реконструкции он будет полностью отвечать современным стандартам. Его просто никто не примет, если он не будет отвечать современным требованиям. Потому что именно инспекторы УЕФА приедут сюда и будут принимать аэропорт.
Что касается запасных аэропортов, ну, знаете, этот вопрос будет рассматриваться только тогда, когда будут возникать какие-то чрезвычайные погодные условия и аэропорт не сможет принимать пассажиров, скажем, из-за сильной грозы. То есть это просто несерьезные разговоры.
Только руководство аэропорта принимает решение, где садиться командиру корабля. В то же время, сам командир принимает решение в том случае, когда возникают какие-то какие-либо чрезвычайные ситуации. Тогда он может сесть в Жешуве, или даже в Борисполе. Это уже зависит от ситуации. Но, поскольку Евро-2012 в Львове будет проходить летом, то у меня не возникает сомнений в том, что все будет так, как надо.
– В УЕФА заявляли, что Львовскому аэропорту необходима структура, которая обеспечит его эффективное управление. Можете прокомментировать это заявление – когда такая структура начнет работать?
– Такая структура уже на 70% создана. Но относительно самого процесса создания такой структуры, то я просто не могу сказать вам правды. Иначе это заденет интересы очень высоких чиновников. Но приблизительно я могу сказать следующее, хотя, к сожалению, не до конца. Здесь дело состоит в том, что команда заказчика создавалась здесь в виде навязывания мне человека или с криминальным прошлым, или, к примеру, которая не имеет никакого отношения к строительным работам. Такая тема была.
Сперва хотели поменять директора, потому что он как будто не подходил, потом хотели ввести нескольких заместителей с такими данными, которые не соответствуют не то, что заместителям аэропорта, а спокойно могут садиться в тюрьму. И такие и похожие вещи здесь происходили. И эта тема была надумана далеко не иностранцами, а нашими чиновниками, которые хотели захватить аэропорт и установить здесь свое управление. Но, поскольку этот план провалился, то соответственно тема эта ушла. Хотя Служба заказчика в аэропорту уже есть, она начинает функционировать.