Как «сплавлялся» «Укрцинк»

Share

В конце декабря контрольный пакет закрытого акционерного общества «Цинк» был выкуплен донецкими бизнес структурами, входящими в орбиту влияния «Укрсплава», у харьковской компании «Анграм-Украина», принадлежащей латышской Angram Group. Судьба предприятия, которое в течение нескольких лет простаивало, свидетельствует о том, что ни государство, ни частные структуры не смогли или не хотели вывести завод из тяжелого финансового положения. Однако, и приход нового стратегического инвестора пока не вселяет оптимизм в светлое будущее предприятия.



Константиновский завод «Укрцинк» был крупнейшим в Европе производителем свинцовых сплавов из вторичного свинецсодержащего сырья. Установленное оборудование позволяло выпускать до 95 тыс. т/год. На мощностях предприятия также вырабатывались цинк, олово и их сплавы из вторсырья.



После распада СССР предприятие повторило судьбу всех заводов цветмета, которые «заметно сдали свои позиции» и оказались в тяжелом финансовом положении (тот же Запорожский титано-магниевый завод). Производство цинка было приостановлено в 1995 г., а для его восстановления, по мнению экспертов, требовалось около 2,5 млн. грн. Парадоксально, но на фоне бедственного положения «Укрцинка», его руководство продолжало получать премии. Так, в 1994 и 1997 гг. заводу присуждалась «Бриллиантовая Звезда» за высокое качество выпускаемой продукции.



После того как предприятие не включили в госхолдинг «Украинские полиметаллы», дела стали идти еще хуже. Кредиторская задолженность ежегодно не падала ниже 10 млн. грн. (2000 г. – 15,25 млн. грн., 2001 г. – 11,011 млн. грн.). Поскольку 100% акций все еще находилось в собственности государства, было принято решение правительством реструктуризировать завод: вычленить отдельные рентабельные производства.



В 1999 г. из «Укрцинка» было выведено свинцовые мощности (литейное, рафинировочное и газоочистное отделения со складским хозяйством) и на его основе создано ЗАО «Свинец», контроль над которым перешел к российским структурам, предоставлявшим давальческое сырье. В том же году «Укрцинк» произвел 6,7 тыс. т свинца из лома при мощности производства 40 тыс. т/год. Произведенный металл поставлялся на предприятия России и Украины по производству аккумуляторов.



Но, в отличие от успешного бизнеса «Свинца», оставшийся «Укрцинк» продолжал «загибаться». В 2000 г. Арбитражный суд Донецкой области рассматривал дело о банкротстве ОАО «Укрцинк». Производственные мощности сплавов на основе олова и цинка частично простаивали (20 тыс. т вторичного цинка и 23 тыс. т серной кислоты) и были загружены на 50% и то благодаря системе толлинга Glencore Inc. 56% продукции экспортировалось, из них 75% – в Россию в счет оплаты сырья.



В социальной сфере завод также лихорадило. На «Укрцинке» немалые долги по зарплате тянутся с лета 1997 г. Негодующие работники завода проводили акции протеста, грозили забастовками, но так ничего и не добились. Естественно, что в таких условиях высокотехнологическое оборудование беззастенчиво вырезалось «металлистами», при этом приемные пункты действовали прямо на территории завода. В таких условиях сокращение производственного потенциала предприятия не удивительно.



В результате, кражи производственного имущества предприятия чрезвычайные происшествия становились нормой. Но, кроме искалеченных людей, приходило в негодность оборудование. Например, «благодаря» усилиям сборщиков металлолома была выведена из строя плавильная печь в одном из цехов завода, который занимается переработкой лома.



В то же время руководство предприятия сообщало о горькой «бухгалтерии», отсутствии средств, которые, все-таки, поступали на завод, но всецело шли на оплату энергоносителей и на налоги. Не помогло «Укрцинку» и участие в течение двух лет в эксперименте в ГМК. Объемы производства основной продукции – цинкового купороса – были мизерными, затраты при производстве готовой продукции на 1 гривну равнялись 1,28 грн.



В 2001 г. производственные мощности завода были остановлены полностью, а менеджмент стал в срочном порядке искать инвестора для запуска производства. Для этого было необходимо около 1 млн. грн., а суммарная задолженность «Укрцинка» составляла 10 млн. грн. Во втором полугодии того же года Кабмин исключил завод из перечня предприятий горно-металлургического комплекса, которые участвуют в экономическом эксперименте, мотивировав свое решение невыполнением его условий по итогам работы в первом полугодии.



Не найдя желающего вложить деньги в госпредприятие, государство продолжило выводить мощности из завода. По образу и подобию ЗАО «Свинец» было создано в июле 2003 г. ЗАО «Цинк». В его состав вошли гидроцех и обжиговое производство оксида цинка и цинкового купороса, столь необходимых для текстильной, химической, сельскохозяйственной и медицинской промышленности страны.



49% «Цинка» осталось в собственности «Укрцинка», а контроль над созданным ЗАО получила харьковская компания «Анграм-Украина», входящая в группу компаний Angram, которая занимается маркетингом, научными исследованиями, консультационным обслуживанием и продвижением промышленных товаров на рынках Украины, России, стран СНГ и дальнего зарубежья. В частности, Angram Group управляет Юргинским машиностроительным заводом в России, владеет 50% акций компании «Аэрокосмология Украины» (Харьков), является акционером страховой компании «Украина» (Киев).



Для возрождения предприятия проведена масштабная реконструкция и модернизация прежних технологических мощностей и смонтированы новые агрегаты. Планировалось, что ежемесячное производство составит 210 тонн, а в короткие сроки удвоить его. Продукция предназначалась для рынков Украины (полностью удовлетворить ее потребности), России и Беларусии.



Но после громогласных заявлений так никто и не услышал о производственных успехах ЗАО. В итоге, в конце 2004 г. «Анграм-Украина» продала 51% акций «Цинка» компаниям, подконтрольным донецкому ЗАО «Укрсплав». 24% ценных бумаг досталось самому «Укрсплаву», который контролируют донецкие бизнесмены братья Григорий и Спартак Кокотюха, 15% – Донецкому машиностроительному заводу «Астра» (97% его акций принадлежит «Укрсплаву»), 12% – донецкой компании «Градиент», 54,88% акций которого владеют уже названные лица.



Основав в 1997 г. ЗАО «Укрсплав», с 1998 г. был взят курс на создание полного цикла металлургической переработки лома и отходов цветных металлов и сплавов от первичной переработки сырья до получения высококачественных сплавов цветных металлов на основе алюминия и меди.



Конечно, приход новых, особенно заинтересованных, людей на предприятие всегда порождает много надежд, особенно если оно находится в кризисе. Однако, стоит помнить, что пока ни госменеджеры, ни частный бизнес не смог наладить за достаточно большой срок нормальное производство на заводе. Никто не захотел или не имело смысла развивать полный заводской комплекс, предпочитая заниматься отдельными более-менее прибыльными производствами.



Сейчас более 60% внутреннего спроса на продукцию «Цинка» формируется энергетическим машиностроением. И, тем не менее, учитывая общую ситуацию в украинском машиностроении – замедление темпов роста производства – можно предположить, что потребление цинка в Украине не превысит в среднесрочной перспективе существующие показатели. Но есть и положительная сторона: цеха будут включены в производственную цепочку, созданную на базе предприятий «Укрсплава», что позволит стабильно загружать мощности и создавать рабочие места.