Кабмин «взял на карандаш» госипотеку

Share

После ряда сомнительных операций Государственного ипотечного учреждения Кабмин решил самостоятельно контролировать его денежные потоки. Выяснилось, что вместо «вливания» бюджетных средств в банки для удешевления ипотечных кредитов, госкомпания, по сути, «латает дыры» в балансах финучреждений.


24 апреля Кабмин принял Распоряжение №442-р, которым максимально ограничил финансовую деятельность Государственного ипотечного учреждения (ГИУ). Отныне правление учреждения самостоятельно может совершать операции с ценными бумагами и другими финансовыми активами, предоставлять кредиты и размещать средства на депозитных счетах в банках только на сумму не более 50 тыс. грн. Трансакции в размере от 50 тыс. грн. до 1 млн. грн. могут совершаться руководством ГИУ только по согласованию с Минфином. Если же сумма операции превышает 1 млн. грн., то потребуется разрешение правительства, которое оформляется протокольным решением Кабмина. Не подлежат контролю со стороны правительства только выплата зарплаты сотрудникам госкомпании, а также платежи в бюджет и фонды социального страхования.


В ГИУ отказались комментировать причины и последствия для деятельности госкомпании такого решения правительства. Хотя, очевидно, что на такие жесткие меры правительство вынуждено было пойти из-за ряда сомнительных операций, произведенных ГИУ. В частности, в 4 кв. 2008 г., когда страну охватил финансовый кризис, учреждение активно рефинансировало комбанки. Всего за последние три месяца 2008 г. было выдано рефинансирование на сумму от 550 до 830 млн. грн. Хотя за три предыдущих квартала 2008 г. этот показатель составил скромные 340 млн. грн.


Как известно, ГИУ было создано правительством в конце 2004 г. для стимулирования развития ипотеки. Основная задача учреждения состоит в привлечении дешевых «длинных» ресурсов, в частности путем размещения облигаций под госгарантии, с последующим предоставлением привлеченных средств комбанкам под низкую процентную ставку. Вначале банки получали рефинансирование под 9,9% годовых, а с июня 2008 г. – под 13,5%. В свою очередь банки по задумке должны были кредитовать конечных заемщиков на покупку жилья по ставкам значительно ниже рыночных. Однако на практике ГИУ так и не ограничивал административно предельную маржу банков. Как результат – финучреждения зачастую завышали ставки для конечных заемщиков, и, по сути, зарабатывали на бюджетных деньгах.


Более того, по признанию банкиров, в конце 2008 г. они полностью свернули программы ипотечного кредитования. А деньги ГИУ использовались для поддержания ликвидности, проще говоря, латания дыр, возникших из-за оттока депозитов, в банковских балансах. Стоит также отметить, что ГИУ никогда не обнародовало информацию о размерах рефинансирования, выданного конкретным банкам. Хотя речь идет фактически о бюджетных средствах. Публиковался лишь перечень десяти финучреждений, крупнейших партнеров госкомпании. Однако с недавних пор ГИУ засекретило даже эту информацию.


Часто ГИУ предоставляло противоречивую информацию, в т. ч. и на официальные запросы прессы. Так, по данным учреждения, на начало февраля 2009 г. в «десятку» его крупнейших партнеров не входил Надра Банк, а вот по данным годового отчета ГИУ за 2008 г. по состоянию на начало 2009 г. этот банк занимал 4 место по объемам рефинансирования, полученного от госкомпании. Более того, имеет место подозрительная путаница в цифрах. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте ГИУ (в декабре 2008 г. – январе 2009 г.) портфель рефинансирования банков на 1 января 2009 г. составил 2,28 млрд. грн. В годовом же отчете за 2008 г. эта цифра зафиксирована на уровне чуть более 2 млрд. Что произошло с почти 300 млн. грн. бюджетных денег не понятно, но предыдущая информация почему-то вдруг исчезла с официальной странички ГИУ.


Напомним, что первый руководитель учреждения Василий Костицкий покинул свою должность со скандалом в 2005 г. Тогда в результате проверок КРУ обнаружило в работе учреждения факты нецелевого использования бюджетных средств. У следующего председателя правления ГИУ Богдана Дубаса также не вышло запустить масштабное рефинансирование ипотеки через госкомпанию. И лишь нынешний глава Кирилл Шевченко (был назначен на должность в декабре 2006 г.) сдвинул дело с мертвой точки – были размещены первые облигации.


Однако, по разным причинам, должного влияния на ипотечный рынок в плане удешевления кредитов ГИУ так и не возымело. Не удивительно, ведь за 4 года существования госкомпании портфель рефинансированных ею кредитов едва превысил 2 млрд. грн., что составляет менее 3% ипотечного рынка.


Ожидать же всплеска активности кредитования по программам ГИУ в условиях кризиса тем более не приходится. Так, в 1 кв. 2009 г. было рефинансировано ипотечных кредитов всего на 67,1 млн. грн. При этом, у ГИУ практически не осталось свободных ресурсов. В 2009 г. ГИУ намерено разместить собственные облигации под госгарантии на 1 млрд. грн. максимум под 12,1% годовых. Эти деньги планируется направить на финансирование «недостроев» (перечень которых недавно был определен Кабмином) путем льготного кредитования покупателей жилья. Однако размещение облигаций уже несколько раз переносилось из-за отсутствия спроса на них со стороны потенциальных инвесторов. По словам и.о. министра финансов Игоря Уманского, следующая попытка запланирована на 14 мая.