Беспрецедентный захват здания Херсонской ОГА работниками Херсонского машзавода потряс всю страну. В интервью uaprom.info Александр Олейник, акционер и глава правления ХМЗ, в сложившейся ситуации обвиняет всех вокруг – местные власти, Кабмин, импортеров, – но только не себя.
– Вас обвиняют в том, что Вы уже не один украинский машзавод порезали на металлолом. И теперь пришла очередь ХМЗ…
– Проблема не во мне. И я ни от кого не скрываюсь, как это утверждают представители всех без исключения украинских парламентских партий, начиная от Партии регионов, БЮТ, коммунистов и заканчивая «Нашей Украиной». Проблема с невыплатой зарплаты на заводе, о которой сейчас много говорят, началась еще в сентябре 2008 г. Тогда «Украгролизинг» перестал получать из бюджета деньги и сам прекратил кредитовать аграриев, которые получали через него 30% компенсацию на покупку наших комбайнов «Славутич».
Кроме этого, в 2009 г. было значительно уменьшено льготное кредитование аграриев на закупку сельхозтехники, которое осуществлялось через банки. Нас никто об отмене одной и уменьшении средств на другую госпрограмму заранее никто не предупредил. Мы выпустили продукцию и лишь после этого столкнулись со сменой госполитики. Поэтому в августе-сентябре прошлого года мы практически исчерпали тот задел, что у нас был. И в октябре решили сократить персонал, т.к. новых заказов на нашу продукцию мы не получали.
Но профсоюз автомобильного и сельхозмашиностроения Украины воспротивился этому. И мы так и не пошли на этот шаг, оставив фонд заработной платы в 3,5 млн. грн. ежемесячно. Это неплохой, я считаю, показатель. Сейчас у нас на конвейере стоит около 20 комбайнов со степенью готовности 70%. Поэтому ни о каком сворачивании производства не может быть и речи. Это – мой бизнес, дело всей моей жизни, почему я должен резать его на металлолом? То же самое я могу сказать и о белоцерковском и львовском заводах сельхозмашиностроения, в разворовывании и остановке которых меня обвиняют.
– Народный депутат Юрий Одарченко (БЮТ) считает Вас, мягко говоря, неэффективным менеджером и требует национализировать предприятие.
– Меня поражает, что народный депутат, уровень образованности которого должен быть соответствующий, путает мухи с котлетами и ассоциирует меня с АО «Херсонские комбайны», к которому я никогда не имел отношения. И не являлся там никоим образом ни собственником, ни руководителем. Насчет заявлений Юрия Витальевича мы уже подготовили обращение в суд. Многие вещи, о которых он говорит – это просто ложь. В частности, он заявлял, что против меня возбуждено уголовное дело.
– И все-таки, как Вы можете опровергнуть обвинения, что Вы умышленно доводите предприятие до банкротства?
– Я зашел как акционер и возглавляю предприятие лишь полтора года. За это время количество выпускаемой продукции только увеличивалось. Естественно, росла и средняя заработная плата. Хотите, могу показать вам таблички. В прошлом году мы продали рекордное количество комбайнов вместе с «Украгролизингом». Год был хороший. Но так было лишь до сентября.
– Когда вы погасите задолженность по заработной плате, из-за которой рабочие Вашего завода занимали помещения администраций завода и Херсонской ОГА?
– Нашу задолженность на сумму в 3,5 млн. грн. мы погасим на этой неделе. И не потому, что кто-то из политиков сделал что-то хорошее для завода, а лишь потому, что в результате всей этой шумихи нам удалось наладить конструктивный диалог с властью – Кабмином и лично премьером Юлией Тимошенко. Правительство приняло решение о закупке нашей продукции через «Украгролизинг» на сумму 12 млн. грн., что позволит нам закрыть все долги.
– Вы обращались за помощью к губернатору Херсонской ОГА Борису Силенкову?
– Действительно, с 2007 г. закупку комбайнов за счет государства передали в ведение облгосадминистраций. С тех пор у нас купили аж 4 комбайна для Херсонщины. Хотя в планах и программах стояли цифры и 150, и 100. И то – по аукционным для области и убийственно невыгодным для нас ценам, на которые мы пошли, чтобы активизировать продажи в регионе.
– Премьер Ю.Тимошенко, и.о. главы ФГИ Дмитрий Парфененко заявили о возможности национализации предприятия. Как Вы к этому относитесь?
– Подобное предложение я впервые услышал, причем уже давно от Херсонской облгосадминистрации. На территории завода расположена электрическая подстанция, от которой запитан завод и жилой квартал. И она попала в сферу интересов «Херсоноблэнерго», который уже несколько лет хочет ее забрать. Подстанция и земля завода очень многих интересуют в Херсоне. И им нет дела до развития сельхозмашиностроения в Украине. Но в том, что остановлен завод, они обвиняют меня. Делается это для того, чтобы не платить собственникам, а просто забрать у них предприятие. Ведь законодательно ни реприватизация, ни национализация предприятий в Украине не прописаны. Но я уверен, что этот конфликт спровоцировала не центральная власть, а политики на местах, которым выгоден этот конфликт.
– Губернатор Б.Силенков обвиняет Вас в нецелевом использовании госсредств на создание новой техники.
– На заводе работала комиссия, в состав которой были включены два человека от Херсонской облгосадминистрации, два заместителя Силенкова. Они подписали акт, в котором подтверждено наличие на заводе опытных образцов новой техники. Но теперь губернатору уже не нравится сам акт комиссии. И он хочет прислать на завод еще одну. Самых разных политиков, которые бросились защищать интересы рабочих, объединяет сейчас одно – желание получить земли завода. Подстанцию, которая по рыночной оценке одна только стоит больше 40 млн. грн.
– Как будет развиваться ситуация на заводе дальше, и на сколько Вам хватит 12 млн. грн.?
– В 2008 г. было импортировало сельхозтехники на $2,5 млрд. Пока что те 12 млн. грн., которые нам по распоряжению Ю.Тимошенко собирается перечислить «Украгролизинг» – это отсрочка решения проблемы на 2 месяца. Это около 20 комбайнов. А мы можем производить 250-300 комбайнов в год. И техники в украинском агропроме не хватает. Но пока что Украина закупает в год больше техники, чем производит ее сама.