Вадим Новинский сократил свои затраты на содержание Черноморского судостроительного завода. Инвестобязательства по предприятию были переведены из тонного эквивалента в гривневый. При этом, бизнесмену пришлось пойти на уступки ФГИ.
В феврале 2009 г. «Смарт-Холдинг» Вадима Новинского наконец-то одержал победу на одном из «фронтов». Напомним, что бизнесмену пришлось отказаться от покупки болгарского меткомбината «Кремиковцы». Кроме того, аховая финансовая ситуация на «Днепропрессе» вынудила его главного акционера попросту обанкротить предприятие. В то же время удалось решить проблему инвестобязательств Черноморского судостроительного завода.
Напомним, что переговорный процесс по этому вопросу вели как предыдущие собственники братья Чуркины, так и «Смарт-Холдинг». Как ни странно финансовый кризис подсобил Вадиму Новинскому сделать чиновников более сговорчивыми. Судостроительные предприятия оказались без денег, поскольку банки отказались предоставлять кредиты. В итоге, ЧСЗ стал предлагать иностранными партнерами переход на прямое финансирование контрактов. Но лишь небольшое число компаний согласилось на новые условия.
Сокращение портфеля заказов вынудило предприятие договариваться с Фондом госимущества относительно корректировки инвестобязательств. Так, «Смарт-Холдинг» предлагал чиновникам перевести обязательства по достижению объемов производства и реализации судов с тонного в гривневый эквивалент. Т.е. инвестор обязывался обеспечить объем производства к 2010 г. в 360 млн. грн., тогда как договор предусматривает еще до 2006 г. производство в объеме не менее 60 тыс. т в эквиваленте металлообработки. В компании утверждают, что цены на металл упали в разы, поэтому по новым ценам это условие практически эквивалентно предыдущему.
Впрочем, стоит отметить, что Вадим Новинский таким образом несколько подсократил свои затраты. Перевод инвестобязательств из тонн в деньги расширяет коридор маневрирования, когда «Смарт-Холдинга» будет отчитываться перед ФГИ. Денежный эквивалент позволяет уменьшить фактическое производство судов путем завышения цен на закупку металлопродукции, ее обработку и транспортировку, а также игры на курсах валют. В случае с тонным эквивалентом это сделать сложнее, поскольку придется показывать реальное количество спущенных на воду судов и их дедвейта.
Но ФГИ было против такого поворота событий. Фонд допускал коррекцию инвестобязательств по ЧСЗ только после отмены допэмиссии предприятия, возобновления ее корпоративной структуры (большая часть мощностей завода были выведены в «Судмашпром») и прекращения процедуры банкротства. Кроме того, чиновники настаивали на сохранении инвестобязательств в социальной сфере. Напомним, что на предприятии многие работы были приостановлены, завод переведен на трехдневную рабочую неделю, появились задержки по зарплате.
Характерно, что договориться удалось только после увольнения главы ФГИ Валентины Семенюк. Напомним, что она активно помогала «Смарт-Холдингу» приобрести корпоративные права на ЧСЗ у предыдущих собственников – братьев Чуркиных. И видимо некие ранние договоренности с компанией Вадима Новинского не позволили ей утвердить коррекцию инвестобязательств.
Теперь же, когда у руля Фонда новое руководство, удалось найти компромисс. Так, представитель ФГИ будет введен в набсовет ЧСЗ. Государство по-прежнему владеет 9% акций верфи и предполагается, что Новинскому не придется выводить из состава НС других членов – можно увеличить количественный состав совета.