Во втором полугодии 2009 г. может произойти массовая распродажа банков. Связано это с острой нехваткой средств для докапитализации уставных фондов финучреждений. В дележе «банковского пирога» основными соперниками будут государство и частные инвесторы, как отечественные, так и иностранные.
Бум сделок по поглощениям отечественные банки пережили в 2007-м – начале 2008-го гг. В этот «золотой» период было продано около 15 финучреждений; объем прямых инвестиций в банковский сектор превысил $3,5 млрд. (почти 40% от общего объема ПИИ в Украину за период). Стремительный рост банковских активов (в течение 2005-2007 гг. они ежегодно увеличивались на 50-80%) позволял владельцам украинских финучреждений «не сдерживать аппетит». При продаже отечественных банков мультипликаторы price-to-book value (P/B – отношение цены к регулятивному капиталу), что называется, «зашкаливали», колеблясь в диапазоне 5-7.
Сегодня отечественный банковский сектор жаждет разогнать вторую волну «распродаж», но собственники финучреждений уже готовы отдать их, фактически не торгуясь. По оценкам управляющего директора компании по управлению активами Dragon Asset Management Андрея Золотухина, на сегодняшний день инвестор вполне может рассчитывать на покупку украинского банка с коэффициентом P/B меньше 1. «Это результат перегрева, который испытывал отечественный банковский сектор в прошлые годы, когда наши финучреждения продавались за 3-5 капиталов, в то время как в Западной Европе покупка банка с price-to-book 1,5 считалась очень дорогой», – рассказывает эксперт. По словам Николая Лагуна, главы наблюдательного совета Дельта Банка, это – не предел и, если инвесторы выждут два-три месяца, то собственники отечественных финучреждений станут еще сговорчивее. «В мае-июне они поймут, что хуже уже быть не может и готовы будут отдать банк даже существенно ниже номинала: коэффициент 0,1 капитала будет вполне нормальным», – рассказывает банкир.
Покупателей на отечественные кредитные организации сегодня можно разделить на три категории. Первая – это государство, которое допускает национализацию некоторых крупных банков (например, банка «Надра» или Укрпромбанка) и уже разработало механизм вхождения в капитал проблемных финучреждений. Правительство собирается выпускать облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ), которыми оплачивать акции кризисного объекта. При этом если раньше Кабмин готов был выкупать не менее 50%+1 акция проблемного банка, то впоследствии смягчил требование, отменив минимальный предел и согласившись приобретать привилегированные акции.
Вторая группа – это отечественные и иностранные инвесторы, желающие купить банк в Украине не с целью последующей выгодной перепродажи, а чтобы закрепиться на рынке или расширить свое представительство. Эта категория покупателей согласна, как минимум, на контрольный пакет приобретаемого объекта. Третья категория – это портфельные инвесторы, которые готовы выкупать неконтрольные пакеты акций или паи в отечественных финучреждениях с целью выгодной их перепродажи в будущем.
Последнюю группу сейчас формируют международные финансовые организации (такие как ЕБРР или Международная финансовая корпорация (МФК) и фонды прямых инвестиций (private equity). По словам координатора исследований и внешних дел Европейского банка реконструкции и развития Антона Усова, за последнее время с предложением войти в акционерный капитал обратился целый ряд украинских банков, которые по величине активов в рейтинге Национального банка находятся между 25-й и 50-й строчками. Как недавно сообщил Томас Миров, президент ЕБРР, организация готова потратить на финансовую поддержку 10-20 украинских банков 500 млн. евро. Одним из вариантов такой помощи может быть вхождение в уставный капитал банков. Кстати, венгерская OTP Group уже поспешила заявить, что может продать ЕБРР до 50% акций своей украинской дочки – ОТП Банка. «Мы ведем переговоры о финансовой помощи со всеми банками, с которыми сотрудничаем, в т. ч. и с ОТП Банком, – подтверждает А. Усов. – Пока мы не готовы сказать, будет ли это покупка акций, субординированный долг или другие варианты, но, действительно, допускаем возможность вхождения в акционерный капитал».
Основания для оптимизма инвесторам дает еще не исчерпанный потенциал отечественного банковского сектора. Хотя он уже не будет развиваться так, как в минувшие годы, но темпы прироста все равно будут выше, чем в странах Западной Европы. «Я считаю, что рост нашего банковского сектора будет привязан к росту экономики, – рассказывает аналитик инвесткомпании Foyil Securities Акшин Мирзазаде. – Естественно в этом году, дай Бог, чтобы активы банков остались на текущем уровне, хотя, я думаю, они снизятся процентов на 10. Если учесть, что прогнозируемый среднегодовой рост украинской экономики в посткризисный период составляет 5-6%, считаю, что банковские активы будут расти в среднем на 10-15% в год». Для сравнения в странах Западной Европы с более стабильной экономикой увеличение активов в банковском секторе обычно не превышает 1-2%.
Таким образом, после улучшения финансовой ситуации отечественные банки будут оцениваться по очень простой формуле: цена западных аналогов, плюс потенциал роста отечественного банковского сектора, плюс определенные премии, например за получение контроля над финучреждением. По оценкам Н. Лагуна, в посткризисный период инвесторы, вошедшие в капитал украинских банков на самом «дне», смогут продать свои доли с P/B от 2 до 2,5. Однако А. Золотухин предупреждает, что реализация таких инвестиций и получение прибыли будут возможны только через 5-7 лет, не раньше. С ним соглашается А. Усов из ЕБРР. «Наш инвестиционный горизонт обычно составляет пять лет. Мы надеемся, что кризис «впишется» в этот строк», – говорит он.
Пока инвесторы только прицениваются к украинским банковским активам, поэтому первых покупок в этом сегменте стоит ждать где-то во второй половине года. «Сам процесс поглощения обычно занимает от трех до девяти месяцев», – поясняет А. Золотухин. Скорее всего, заинтересованные инвесторы сконцентрируют свое внимание на группе средних банков с украинским капиталом: крупные отечественные финучреждения либо выстоят, либо подпадут под национализацию; мелкие – либо выживут, благодаря поддержке родственных ФПГ, либо будут сливаться под контролем НБУ. Вряд ли в фокус попадут дочерние структуры иностранных банков. «Отказываться от дочек никто не будет – слишком много капитала в них влито», – говорит А. Мирзазаде.