В разгар экономического кризиса под видом финансовой помощи в России набирает обороты теневая реприватизация крупнейших промышленных предприятий. Одной из самых масштабных акций подобного плана может стать объединение «Норникеля», «Металлоинвеста» и «Русала» с последующим переходом новообразованного гиганта под контроль государства.
Российское правительство давно вынашивает планы национализировать самые привлекательные активы горно-добывающей отрасли с тем, чтобы создать крупного гиганта-монополиста подобию «Газпрома» в газовой промышленности. К этому его подталкивает не только экономические соображение, но усталость от перманентных конфликтов между поставщиками и потребителями сырья с одной стороны, и между влиятельнейшими олигархами за привлекательными объектами с другой. Так, уже третий год длиться драка за одну из крупнейших компаний ГМК – «Норникель».
Напомним, что проблемы с компанией начались после того, собственники «Норникеля» Михаил Прохоров и Владимир Потанин начали раздел бизнеса. Мирно разойтись у бывших партнеров не получилось. Для усиления позиция оба начали искать поддержку у наиболее влиятельных олигархов страны. В частности, М. Прохоров в апреле 2008 г. продал, принадлежавшие ему 25%+1 акция «Русалу» О. Дерипаски, а В. Потанин (владеет около 30% акций предприятия) начал переговоры о слиянии с «Металлоинвестом» А. Усманова.
Все стороны в той или иной мере отстаивали формирование объединенной компаний. Различие в том, что Усманов хотел создать горно-рудного гиганта на базе «Металлоинвеста» (при этом, приглашал сюда и «Русал»), а Дерипаска – на базе собственной компании. Параллельно интерес к сырьевым активам начало проявлять правительство. Агентом интересов российских властей стала государственная корпорация «Ростехнологии». Осознавая, что национализация крупнейших предприятий горно-добывающего комплекса неизбежно, Усманов и Потанин решил не сопротивляться этому процессу, а принять в нем самое активное участие, ожидая получить если не контроль, то, по меньшей мере, значительную долю в будущей сырьевой мегакомпании.
Лояльность к властям, очевидно, изменило баланс сил на предприятии в их пользу. Благодаря этому, Усманов и Потанин продвинули на должность гендиректора «Норникеля» экс-главу «Ростуризма» Владимира Стржалковского, близкого к нынешнему премьеру РФ В. Путину, а также гендиректору «Ростехнологий» С. Чемезову. Проиграв контроль над оперативной деятельностью компании, Дерипаска и Прохоров организовали широкую информационную кампанию, демонстрирующей неэффективность нынешнего менеджмента.
Между тем, данное противостояние, похоже, уже надоело властям РФ. На прошлой неделе, в российских СМИ появилась информация о том, что государство может получить долю в объединенной компании «Норникеля», UC Rusal и «Металлоинвеста», если такая будет создана. Актуализация слухов об образовании сырьевого гиганта и участие в этом процессе государства, очевидно, связано с открывшимися благодаря кризису новым механизмах национализации компаний. Дело в том, что для скупки зарубежных активов, российские компании набрали чрезмерно много кредитов. Например, долг «Русала» сейчас составляет $17 млрд. Для того, чтобы рефинсировать долги, компании обратились к властям с просьбой выдать им длинные деньги по заниженным ставкам.
Механизм национализации заключается в том, что крупнейшие госбанки ВТБ и ВЭБ, которые выдавали кредиты могут начать конвертирование долгов в акции компаний, снизив долговую нагрузку объединенного холдинга. Именно по такой схеме, осуществляется сейчас национализация проблемных финансовых учреждений во всем мире.
Таким образом, открывшиеся возможности позволяют российском властям начать реприватизацию горно-рудной промышленности страны. Шансы на успешную реализацию идеи создания сырьевой мегакомпании с сильным влиянием государства, повышает поддержка этого проекта со стороны металлургических олигархов. Как показала история с коксующимся углем, правительство разделяет их позицию о том, что продукт более высокой добавленной стоимостью имеет приоритет перед развитием сырьевых секторов. Учитывая, один из участников объединенной компании «Металлоинвест» является производителем 40% общероссийского ЖРС, то будущий сырьевой гигант может решить большинство сырьевых проблем металлургов.
Если россияне таки создадут горнорудного гиганта, то в него войдут и украинские предприятия Запорожский алюминиевый и Николаевский глиноземный заводы. До прихода российских инвесторов, эти предприятия пытались наладить производство продукции с более высокой добавленной стоимостью, однако в новом формате за ними четко закрепляется статус сырьевых придатков. Вряд ли, в этом, в случае удастся убедить российское правительство в необходимости выполнения, взятых на себе во время приватизации еще в начале десятилетия инвестиционных обязательств на украинских предприятиях.