Сентябрь оказался провальным для мирового рынка цветных металлов, как и для всей мировой экономики. Надежды на то, что высокое потребление в быстро развивающихся странах компенсирует спад, уже нет. Китай, Индия и другие страны, являвшиеся двигателем спроса и цен, также попали в полосу торможения.
В июле-августе все ждали исправления ситуации и роста потребления металлов со стороны КНР – сразу после Олимпиады все восстановится: и нормальные объемы потребления, и производства. Не восстановилось. К привычному излишку предложения в секторах никеля и цинка неожиданно добавился избыточный алюминий. В сентябре запасы крылатого металла достигли максимального с 2004 г. объема, при том, что цена опустилась до минимума с 2006 г.
Рынок практически единодушен, предсказывая дальнейшее падение цен на никель, цинк и алюминий. Среди привычных названий аналитических структур мы больше не встретим представителей американского инвестбанка Lehman Brothers, являвшегося оператором ЛБМ. Из числа операторов банк исключили в связи с началом процесса банкротства.
Одним биржевым игроком, через которого велись многочисленные сделки на ЛБМ, стало меньше. Да и собственно и другие игроки несколько ослабили внимание к металлам, которые теряют свою перспективу и не гарантируют инвесторам прибыли. Участники биржевых торгов с сожалением констатируют невысокие объемы сделок с цветными металлами в сентябре.
Теоретически, кризис – явление временное, правда, сложно прогнозировать, сколько именно времени он продлится. Нынешние низкие цены на многие металлы приведут не только к сокращению выпуска сейчас, а и вынудят компании отказаться от реализации ранее анонсированных проектов. Экономика восстановится, спрос пойдет вверх, а вот достаточного количества металлов рынок не получит. Производители не смогут удовлетворить запросы потребителей, даже возобновление выпуска потребует определенного времени, не говоря уж о запуске отложенных проектов. Это мир уже проходил. Пиковые цены на цветные металлы в последние годы были связаны именно с нехваткой предложения. Скорее всего, крупные компании учтут предыдущий опыт и будут готовы к выходу экономики из спада, а мелкие могут до этого времени не дожить.
Алюминий
В сентябре цены на алюминий продолжили августовскую понижательную тенденцию. На фоне постоянного спада цен в Barclays Capital и других компаниях пересмотрели свои предыдущие прогнозы по ценам на алюминий. Если ранее эксперты ожидали, что в третьем квартале средняя биржевая стоимость металла составит $3 650, а в четвертом – $4 000 за т, то сейчас прогнозные значения выглядят так: $2 950 и $3 100 соответственно. Если с первой цифрой еще можно согласиться, то $3 100 может оказаться несколько завышенным прогнозом. В период с середины июля до конца сентября цена крылатого металла обвалилась почти на $1 000 за т: $3 380 за т 10 июля до $2 423 за т 30 сентября. И вряд ли стоит ожидать чуда, чтобы спрос на металл резко вырос, а избыточные запасы алюминия, которых по данным WBMS за январь – июль 2008 г. на мировом рынке накопилось около 842 000 т, мгновенно найдут своих покупателей.
Предложение существенно превышает спрос, даже планируемые производителями сокращения не смогут поддержать цены. Статистика Международного института алюминия (IAI) за 8 месяцев также положительна – мировой выпуск металла вырос на 6,7% по сравнению с таким же периодом прошлого года и достиг 26,047 млн. т. Даже алюминиевые комбинаты КНР с их летними энергетическими проблемами за январь – август нарастили выпуск на 10,8%. Что касается спроса, то его темпы его роста замедлятся повсеместно. Специалисты британской CRU Interfnational Ltd. считают, что темпы роста потребления крылатого металла в КНР в течение двух ближайших лет замедлятся на фоне уменьшения объемов строительства и производства в автомобильной отрасли. В 2008 г. спрос может вырасти на 10%, тогда как по итогам 2007 г. рост составил 39%.
Норвежский производитель алюминия Norsk Hydro ожидает увеличения мирового потребления этого металла в текущем году приблизительно на 7%, что несколько ниже, чем в прошлом году. По мнению компании, в ближайшие 10 лет рост годового потребления алюминия замедлится до 5-6%. Прогноз может быть откорректирован, когда станет более ясно влияние текущего финансового кризиса на сектор металлов. В сентябре на склады ЛБМ поступило очень много алюминия. Только 17 сентября, например, было доставлено 88 175 т крылатого металла, общий объем запасов достиг 1,33 млн. т, трейдеры считают, что производители и даже потребители стремятся побыстрее избавиться от избыточного металла, а не держать его вне рынка.
Из интересных тенденций отметим еще и переход КНР, по данным за август, в разряд нетто- импортера по многим металлам. В Norsk Hydro считают, что экспорт алюминия из КНР будет постоянно сокращаться, правительство продолжает политику, направленную на производство металла в объемах, необходимых для удовлетворения внутреннего спроса и не больше. Эксперты полагают, что Китаю действительно нерационально быть экспортером первичного металла в условиях дефицита бокситов и электроэнергии. Значит, по окончании кризиса следует искать альтернативные китайским источники поставок алюминия. И они есть. В Саудовской Аравии одобрены проекты общей стоимостью более $17 млрд. и совокупным производством свыше 3 млн. т алюминия в год. Эта страна к 2012 г. станет ведущим поставщиком первичного алюминия в регионе Ближнего Востока.
Медь
Положение дел в мировой экономике не дает участникам рынка меди поводов для оптимизма. Как известно, цены на медь наиболее чутко реагируют на происходящие в мире события и изменение курса доллара, движение цен на красный металл является индикатором для ценовой динамики и в остальных секторах. Международная группа по изучению меди (ICSG) отмечает образовавшийся на рынке меди в июне 2008 г. профицит. Появление излишков металла связано со снижением потребления меди в ЕС (-5%), США (-4%) и сокращением темпов роста потребления металла в КНР (3,8% против 38% годом ранее). По данным китайской таможни, импорт концентрата меди в страну в августе уменьшился по сравнению с августом 2007 г. на 42% до 320 000 т. Импорт рафинированного металла также стал меньше: в январе – августе ввоз меди сократился на 20% до 862 178 т. Эти данные явно демонстрируют падение интереса к красному металлу в Китае, ухудшая, и без того невеселые, перспективы рынка меди. Замедление роста в экономике Индии на фоне невысоких темпов роста строительства и обрабатывающих производств станет причиной спада во внутреннем потреблении меди. В текущем финансовом году рост потребления составит 8–9% против 15%, которые фиксировались последние 3 года.
Рынок меди в США вряд ли пока выйдет из периода спада, вызванного снижением заказов со стороны строительного комплекса и автомобильной промышленности. В Европе и Японии – аналогичная ситуация. В сентябре складские запасы меди на ЛБМ пополнялись рекордными темпами, затем также резко сократились. В зависимости от объема запасов и двигались цены на металл. Медь то дешевела, то дорожала. Начав месяц на отметке $7 255 за т, к 30 сентября медь дошла до ценовых значений $6 399 за т. Положение с поставками меди по-прежнему достаточно напряженное, это не может обеспечить поддержку ценам. Рынок оставил без внимания информацию о начале забастовки на одной из канадских шахт Xstrata, информацию о сокращении на 10-15% производства меди на шахте Escondida компании BHP Billiton из-за низкого качества руды, информацию о планируемом уменьшении добычи руды на индонезийском предприятии компании Freeport-McMoRan. В условиях снижения мирового спроса угрозы сокращения поставок не эффективны. Чтобы избежать дальнейшего ослабления в секторе меди, требуется улучшение настроения на мировых финансовых и кредитных рынках.
В Части 2 читайте обзор о ситуации на рынках Цинка, Свинца и Олова