Заливная металлургическая арифметика (Часть 1)

Share

Страны Персидского залива благодаря своим природным богатствам занимают уникальное место в мировой экономике и на глобальном рынке стали. С одной стороны, они отличаются весьма высоким уровнем жизни и достаточно развиты в хозяйственном плане, однако, с другой, – их экономика отличается сильными перекосами. Это накладывает свой отпечаток на региональный рынок стали.


 


Спрос рождает предложение


 


В целом, уровень потребления стальной продукции в странах Персидского залива весьма высок. В шести государствах Совета сотрудничества стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман), где проживают немногим более 30 млн. человек, использование стали в 2004 г. оценивается, примерно, в 320-330 кг на душу населения в год, что лишь немного уступает показателям развитых стран. Рядом находится 70-миллионный Иран, где уровень жизни, конечно, ниже, чем у южных соседей, однако в этом году стране, тем не менее, потребуется не менее 14-14,5 млн. т стальной продукции.


 


Спрос на сталь в регионе в большой степени зависит от цен на нефть, и здесь обстоятельства пока складываются в пользу «нефтяных шейхов». Стоимость энергоносителей в этом году достигла самого высокого уровня за последние четверть века и вряд ли существенно снизится в обозримом будущем. Благодаря этому государства Персидского залива получают сверхдоходы от экспорта нефти, которые активно вкладываются в развитие региональной экономики.


 


При этом, практически не обладая собственным машиностроением, эти страны мало нуждаются в дорогостоящей листовой стальной продукции, на которой специализируются западные и восточноазиатские металлургические гиганты. В Персидском заливе востребованы, в первую очередь, конструкционная сталь, которая используется на многочисленных стройках, полуфабрикаты для выпуска той же строительной стали и горячекатаные рулоны для производства нефтегазовых труб. Все это относится к традиционным экспортным товарам украинских металлургических комбинатов.


 


До последнего времени собственное производство стали в странах региона было довольно умеренным. По данным International Iron & Steel Institute (IISI), в 2003 г. три государства, обладающие собственными плавильными мощностями (Иран, Саудовская Аравия и Катар), совместно произвели 12,87 млн. т металла (соответственно, 7,87 млн., 3,94 млн. и 1,05 млн. т), кроме того, региональным компаниям понадобилось закупить за рубежом около 6,5-7 млн. т заготовок и не менее 7-8 млн. т готовой стальной продукции.


 


Однако уже в ближайшее время эта ситуация может существенно измениться. Большинство стран Персидского залива в последние пару лет приступили к наращиванию собственного производства стали. Это, очевидно, определялось воздействием ряда факторов. Во-первых, с учетом подъема цен на мировом рынке в конце 2003 г. металлургический бизнес стал в регионе весьма выгодным. Очень дешевые местные энергоносители обеспечивают теперь высокую эффективность интегрированному сталелитейному производству по технологической цепочке железная руда – восстановленное железо (DRI) – сталь.


 


По подсчетам западных аналитиков, в нынешней обстановке региональные предприятия, работающие по подобной схеме, будут обладать очень низкой себестоимостью – практически на уровне Бразилии, Индии или стран СНГ. В то же время, достаточно высокие цены на сталь на мировом и региональном рынке позволяют рассчитывать на сверхприбыли.


 


Во-вторых, благодаря подъему цен на нефть в странах Персидского залива появились свободные финансовые средства. Надо отдать должное правительствам государств региона – значительная часть денег, заработанных на черном золоте, вкладывается в создание современной индустриальной экономики. Иран, ОАЭ и другие государства хотят уменьшить свою зависимость от экспорта энергоносителей. В эту стратегию укладывается строительство атомной электростанции и машиностроительных заводов в Иране, крупных алюминиевых комбинатов в ОАЭ, Катаре и Бахрейне, туристических комплексов в тех же ОАЭ и Катаре, наконец, новых металлургических заводов.


 


 


 


Вторую часть статьи можно прочитать здесь