Александр Попов: «Системы привлечения частного капитала в ЖКХ нет» (Часть 2)

Share

Без стабильных и понятных правил игры не стоит рассчитывать на привлечение добросовестных инвесторов в ЖКХ. Возможно, через пару лет они появятся. Сейчас же бизнес, взявший в аренду предприятия отрасли, работает по непрозрачным схемам, считает глава комитета по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ Александр Попов.


– Если предприятия готовят к банкротству, это делают уже под известного потенциального инвестора. Вы можете назвать фамилии?


– Не могу и объясню почему. Предприятий ЖКХ – десятки тысяч. И нескольким даже очень большим компаниям охватить весь этот объем услуг невозможно. Тем более, что европейские компании, работающие на этом рынке услуг, придут в Украину однозначно. Но я думаю, что они ждут нормальных рыночных условий в отрасли. И мы как раз своими проектами законов и хотим обеспечить такой подход. Не допустить появления недобросовестной конкуренции в ЖКХ. Иначе будет то, о чем вы говорите.


– Почему фамилии потенциальных владельцев украинского ЖКХ, по вашим словам, неизвестны, но многие предприятия отрасли уже взяты в аренду, а, значит, де-факто уже приватизированы? Значит, их владельцы уже просматриваются.


– Я думаю, что условия, в которых сейчас находится ЖКХ – это еще не те условия, которые могут обеспечить приход в отрасль многих добросовестных компаний. Мы эти условия еще не создали. Кто ж придет работать себе в убыток? Системы привлечения частного капитала в отрасль нет, риски большие, поэтому и назвать конкретного инвестора проблематично. Вот когда мы создадим законодательную почву, а политика правительства будет просматриваться на несколько лет вперед, тогда этот капитал придет. Пока что арендаторы не вкладывают инвестиций в свои предприятия за исключением, пожалуй, Одесского водоканала (взят в аренду компанией «Инфокс» – Ред.), где большая часть населения стала получать услуги лучшего качества. Но в большинстве случаев у муниципалитетов с арендаторами постоянные конфликты.


– Т.е., свести ЖКХ к небольшому перечню фамилий владельцев, как, например, произошло в украинской металлургии, пока не получится?


– Нет, сейчас – нет. Может, через год будет по-другому. Пока – нет.


– Оцените проект закона №2437 о реконструкции «хрущевок», в котором восстанавливается наиболее спорная норма – принудительное отселение жильцов устаревшего жилого фонда.


– У меня не было мнения на этот счет, пока я не изучил опыт Москвы. Пока переселение людей возложено на частные бизнес, то такие проекты будут рентабельны разве что в Киеве, когда можно установить цену на жилье в три раза выше рентабельности, чтобы окупить затраты. В Москве подобные вещи делаются за счет правительства Москвы. Оно строит новый дом, переселяет в него жильцов, потом реконструирует и продает старое жилье. Они тоже вначале начали сотрудничать с бизнесом. Но потом отказались от его услуг из-за проблем, и занимаются реконструкцией «хрущевок» сами. Когда правительство берет на себя обязательство – это обязательство. Его можно оспорить в любом суде, не в нашем, так в международном. А попробуйте защитить свои права в споре с частным инвестором. Другое дело, есть ли в Украине сегодня ресурсы и политическая воля, чтобы реконструкцией микрорайонов занимались муниципалитеты и правительство.


– Иногда несколько жильцов не дают начать реконструкцию уже практически отселенного дома. И по закону они правы. Будет ли меняться законодательство на этот счет?


– Существуют разные подходы. Правительство считает, что для отселения достаточно согласия половины жителей дома. Мы считаем, что надо спросить у каждого. Необходима такая государственная политика, чтобы она защищала права жильцов и гарантировала их. А не надеяться на то, что частный бизнес, может быть, поступит честно.


– Какие антикризисные механизмы должны принять предприятия ТКЭ, чтобы справится с очередным повышением цен на газ в 2009 г.?


– Я честно скажу, правительство, на мой взгляд, непрофессионально. Я не вижу другого объяснения, почему они так недооценивают остроту этого вопроса. Сначала само министерство ЖКХ занимало такую позицию, что дополнительный ресурс не нужен. Об этом говорят его предложения по бюджету этого года. Но ведь правительство – это не только министерство ЖКХ или Минфин. Там должны понимать, чем могут обернуться новые цены на газ. Когда я был министром ЖКХ, реформа в отрасли имела поддержку на уровне премьера и вице-премьера. И мы все требуемые для этого законы за полгода отправили в парламент. А если надо уговаривать премьера, вице-премьера и Минфин, что это вот – правильно, то разве это команда, так же нельзя делать. Мне кажется, что в ЖКХ ситуация настолько критическая, что требует объединения уже не только политиков, но и органов местного самоуправления, и, как ни странно, уже и населения. Потому что без этого союза: центральная власть, органы местного самоуправления и население – решить проблемы ЖКХ – это утопия. Все должны быть в одной упряжке и тянуть в одну сторону.