В конце года австрийская компания Voestalpine должна огласить название страны, в которой она начнет строительство крупного металлургического предприятия. Достаточно высокие шансы на победу в своеобразном тендере имеет и Украина. Страна обладает рядом экономических преимуществ по сравнению со своими конкурентами, однако определяющую роль может сыграть фактор политический стабильности.
В марте этого года Voestalpine заявила, что планирует инвестировать ?5 млрд в строительство нового металлургического предприятия в Восточной Европе. Завод мощностью более 5 млн т стали в год (с последующим возможным увеличением до 11 млн т) должен быть сдан в эксплуатацию к 2013 года.
В то же время, австрийская компания оставила открытым вопрос о месте расположения будущего завода. Среди претендентов было названо четыре страны: Румыния, Болгария, Турция и Украина, которым компания сделала официальное предложение. Для строительства завода она просит выделить земельный участок площадью 100 га. В Украине Voestalpine избрала территорию возле порта Южный в Одесской области.
Объективно Украина является оптимальным вариантом для строительства нового завода, что обусловлено как ее достоинствами, так и недостатками конкурентов. На первый взгляд, привлекательными выглядят Болгария и Румыния, поскольку входят в Евросоюз и обеспечивают свободный выход на европейский рынок. Однако существенным минусом для них являются повышенные жесткие экологические нормы, а также возрастающая цена рабочей силы. Более того, после завершения вступление Украины в ВТО преимущества названных стран девальвируются. Стоит отметить, еще один важнейший фактор в пользу Украину – ни Болгария, ни Румыния не имеют существенных ресурсов руды и лома.
Турция имеет другое преимущество – в отличие от Болгарии и Румынии, в стране динамический растущий рынок потребления. Причем, если рост потребления на сортовую продукцию удовлетворяется собственным производством (турецкие заводы также являются экспортерами «сорта»), то спрос на листовой прокат более чем на 70% покрывается импортом (завод Erdemir выпускает всего 4 млн. т плоской продукции при потреблении в стране в 12 млн. т.). По информации СМИ Voestalpine планирует выпускать именно плоский прокат.
Однако размещать в Турции предприятие полного цикла не выгодно с логистической точки зрения. Страна, как и остальные конкуренты Украины, не располагает собственным рудным и угольным сырьем, а лом приходится импортировать, при чем по очень высоким ценам. Рациональным могло бы стать строительство здесь завода, который «работал бы на полуфабрикатах», производя высококачественную готовую продукцию. Однако, австрийцы сами испытывают дефицит слябов и заготовок, поэтому основной акцент будут делать на производство полуфабрикатов, чтобы удовлетворять не только новое предприятие, но и заводы в Австрии. Кроме того, в Турции и без них много желающих занять нишу плоского проката. В частности, Isdemir (принадлежит Erdemir) сейчас осваивает выпуск плоского проката, надеясь уже с 2009 г. запустить производство 3,5 млн. т листа в год. Еще один проект продвигает российская «Магнитка» совместно с местной группы Atakas начинает строить завод мощностью 2,6 млн. т листа.
Таким образом, Украина имеет преимущество по большинству критериев перед своим конкурентами. Оценить шансы Украины мы попросили Voestalpine пресс-секретаря по проекту строительства нового завода в станах черноморского региона Питера Шифера.
Господин Шифер, какое Ваше первое впечатление о бизнес-климате в Украине, насколько реально здесь реализовывать такие проекты как строительство крупного метзавода?
– Пока нам рано комментировать бизнес-климат в Украине. Но, конечно же, мы бы не стали рассматривать Украину для строительства нашего нового сталелитейного завода, если бы считали, что в стране неблагоприятная среда для такого проекта.
С какими проблемами Вы столкнулись в Украине?
– Как и во всех странах, у нас есть некоторые инфраструктурные сложности. Но все они могут быть решены до запуска завода. Мы думаем, что Украина имеет очень сильные металлургические традиции и поэтому, страна привыкла к решению любых вопросов, связанных со сталелитейными заводами.
– Нашли ли Вы поддержку своего проекта в правительстве и президента?
Мы видим хорошую поддержку со стороны правительства, но нельзя сказать, что проект поддерживается кем-то конкретно.
Повлияет ли на решение о строительстве метзавода возможная отставка украинского правительства?
– К сожалению, мы не можем комментировать политические вопросы, потому что компания не вовлечена в политику.
На какие рынки будет направлена металлопродукция?
– Нашим рынком будет весь Черноморский регион.
Не утратила ли на Ваш взгляд, целесообразность сама идея строительства крупного метпредприятия в условиях падения цен на металлопродукцию и нестабильности на финансовых рынках?
– Мы не думаем, что кратковременные колебания влияют на общие тенденции Черноморского региона, который стремительно развивается, создавая спрос на нашу продукцию.
– Какова вероятность, что строительство нового завода будет осуществляться именно в Украине?
– Поскольку в скором времени (до конца года) мы планируем принять окончательное решение по этому вопросу, мы действительно не можем дать конкретных данных по Украине. Все четыре страны имеют равные шансы.
Какой сортамент металлопродукции планируется производить на заводе?
– Новый завод будет производить 5,5 млн. тонн нерафинированной стали, которая будет прокатываться в стальной лист.