Российский капитал активно скупает горно-металлургические активы в Северной Америке. Последней сделкой стало приобретение НМЛК завода Beta Steel, который будет обеспечивать заготовкой для производства труб другое предприятие – компанию John Maneely Company (JMC), одного из крупнейших производителей трубной продукции в США.
Холдинг Лисина договорился о покупке JMC в августе, сумма сделки – $3,53 млрд., но компания стоит этих денег. JMC – ведущий независимый (не интегрированный со сталепроизводителями) продуцент труб в Северной Америке, за минувший финансовый год (до 30 июня 2008 г.) реализовал 2,1 млн. т труб, получив выручку $2,4 млрд., показатель EBITDA составил $485 млн. Компания объединяет 11 предприятий в пяти штатах США и в Канаде с суммарной мощностью более 3 млн. т стальных труб в год. JMC является лидером рынка США в секторе труб строительного назначения (профили для строительных конструкций, сварные трубы общего назначения и трубы для электросетей).
Покупка JMC для НЛМК – это не просто «входной билет» в североамериканский трубный сектор, образно говоря, это приглашение сразу «в первый ряд» или «отдельную ложу». Новолипецкий МК, который раньше вообще был далек от трубного производства, с ходу получил возможность выпускать столько же труб, сколько одолел в минувшем году ТМК, лидер российской трубной отрасли.
За Beta Steel, производителя горячекатаного проката, НЛМК заплатил всего $400 млн., но и это важное приобретение. Если наладить поставки на Beta слябов из Липецка, завод может существенно увеличить производство. Вместе с заводом Farrell, который принадлежит партнеру НЛМК компании Duferco, Beta Steel сможет “закрыть” потребности в сырье John Maneely Company.
НЛМК – четвертый по величине вертикально-интегрированный сталепроизводитель стали в РФ. Производя 14% российской стали, комбинат имеет 21% долю в секторе плоского проката и более 55% по прокату с полимерными покрытиями. В состав холдинга входят предприятия “ВИЗ-Сталь”, DanSteel A/S, “Алтай-Кокс”, “Стойленский ГОК”, “Макси-Групп”, а также морские порта Санкт-Петербурга, Туапсе и грузовой терминал в порту Усть-Луга Ленинградской области.
С 2002 по 2007-й годы НЛМК увеличил выплавку стали с 8,8 до 9,05 млн. т, производство проката – с 8 до 8,4 млн. т, выплавка чугуна сохраняется на уровне 9 млн. т.
После приобретения “Макси-Групп” (сеть мини-заводов и ломозаготовительных предприятий) холдинг получил не только ресурсы лома, но и дополнительные мощности в 2 млн. т стали. Благодаря новым активам, НЛМК уже со II квартала 2008 г. по отгрузкам готовой продукции стал опережать “Северсталь” и вышел на второе место после “Магнитки”. В текущем году производство проката превысит 11 млн. т.
К 2015 г. холдинг планирует увеличить выплавку стали в России до 22 млн. т, на зарубежных площадках – до 3,1 млн. т. С удвоением производства холдинг ставит целью сохранить свои позиции самой прибыльной стальной компании в РФ. В последние 5 лет НЛМК входит в число самых рентабельных производителей мира.
Динамика финпоказателей НЛМК:
2001 г. | 2003 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. (прогноз) | |
Выручка, $ млрд. | 1,27 | 2,47 | 4,47 | 6,05 | 7,72 | 13 |
Рентабельность EBITDA | н/д | 46% | 48% | 44% | 44% | 38-39% |
Прибыль, $ млрд. | 0,21 | 0,66 | 1,385 | 2,07 | 2,247 | 2,7-2,9 |
Высокая прибыльность компании базируется на 3 основных факторах – низкая себестоимость выплавки слябов, производство продукции с высокой долей добавленной стоимости и стабильные экспортные ниши на рынках Европы и Северной Америки. НЛМК вывозит за границу свыше 60% продукции, являясь крупнейшим экспортером слябов (до 3 млн. т за год), а также х/к и г/к проката, экспорт чугуна предприятием превышает 500 тыс. т в год,
НЛМК обеспечен рудой на 95% (мощность Стойленского ГОКа – почти 14 млн. т), коксом – на 100% (“Алтай-Кокс” производит около 3,8 млн. т, половина этого объема идет на экспорт). Кстати, на “Алтай-Коксе” планируется построить еще одну коксобатарею, и нарастить производство кокса к 2011 году до 6,5 млн. т.
Единственная проблема холдинга – дефицит углей для коксования. НЛМК принадлежит месторождение “Жерновское-1”, на котором с 2011 г. планируется добывать 3-5 млн. т угля. Пока же НЛМК закупает сырье у “Мечела” и других российских угольных компаний, а также импортирует из США. По размеру прибыли холдинг лишь немного уступает Evraz Group и “Северстали”, но эти компании выплавляют на 3 млн. т стали больше.
Зарубежная стратегия НЛМК существенно отличается от той, которую реализует “Северсталь”. Лисин покупает активы, которые увеличивают не объемы производства, а норму прибыли и укрепляют финансовую устойчивость компании. “За рубежом нас интересуют высокоэффективные сталепрокатные предприятия, поскольку они дают возможность осваивать новые перспективные сегменты, диверсифицировать бизнес и уменьшать риски” – так говорит глава НЛМК.
Долгое время небольшой датский завод Dansteel (522 тыс. т толстого листа в 2007 г.) оставался единственным зарубежным активом НЛМК. В конце 2006 г. НЛМК создал СП с Duferco, крупным металлотрейдером, располагающим собственными металлургическими активами в Европе и Северной Америке. Акции предприятия Steel Invest & Finance (SIF) разделили 50:50, НЛМК свою долю ($805,5 млн.) оплатил деньгами, а Duferco внесла пакеты акций 22 компаний (вместе производят 4,5 млн. т металлопродукции в год).
Смысл создания СП – получение прибыли за счет реализации на рынках ЕС и Северной Америки проката, перекатанного из дешевого липецкого сляба на французских, бельгийских, итальянском и американских (Sharon Coating и Farrell) заводах Duferco.
В 2007 г. компания SIF расширила американскую производственную базу, купив производителя толстого проката Winner Steel мощностью 1,2 млн. т в год. Что касается СП с Duferco, то у НЛМК есть опцион на выкуп у партнера его доли, начиная с 2011 года. Источники в холдинге говорят, что из всех активов Duferco россиян более всего интересует завод Farrell, который занимает ключевое место для укрепления позиций НЛМК в США.
Пока же американские активы НЛМК будут интегрированы в производственную цепочку с заводами SIF.
Duferco Farrell давно является одним из основных поставщиков горячекатаной стали для JMC и крупнейшим поставщиком дивизиона Wheatland Tube, предприятия которого расположены в непосредственной близости от Duferco Farrell. По расчетам НЛМК, экономия от интеграции американских предприятий принесет $35 млн. в год, это не считая существенного снижения себестоимости за счет использования липецких слябов.
Также хорошо вписывается в новые схемы взаимодействия НЛМК и SIF и завод Beta Steel. Этот производитель стали и горячекатаного рулона мощностью 725 тыс. т стали и 1,1 млн. т проката будет поставлять заготовку для заводов JMC. Для обеспечения всех этих потребностей российской компании придется наращивать выплавку слябов, которая в настоящее время составляет 3,7 млн. т в год.
За последние 2 года североамериканский рынок стал приоритетным для зарубежных M&A российских меткомпаний. “Северсталь” уже контролирует в США 5 предприятий (включая строящееся SeverCorr) общей мощностью 11 млн. т, заняв почти 10% местного рынка. Еще 2 предприятия производительностью 6 млн. т в США и Канаде имеет Evraz Group, ТМК заполучила мощные трубные активы компании IPSCO, а Магнитогорский МК осенью собирается начать в штате Огайо строительство завода по производству автолиста мощностью 3-4 млн. т в год.