Ценовые рекорды: мировой цветмет в июле

Share



В июле цены на цветные металлы устанавливали рекорды. Стоимость алюминия достигла исторического максимума, тогда как никеля – минимуму за последние годы. Сильно подешевевшие свинец и цинк пробовали набрать вес, после того как производители решили снизить производство, но рост цен начался только после очередного изменения китайской экспортной политики.



Китай в июль оказывал очень серьезное влияние на сектор цветмета. Власти отдельных провинций в преддверии Олимпиады потребовали от местных производителей, в том числе и крайне энергоемких алюминиевых, сократить выпуск продукции на 50%. По мнению аналитиков, если проблемы с подачей энергии на предприятия сектора в КНР и ЮАР сохранятся, то биржевая стоимость металла преодолеет отметку в $4 000 за т. Рекордный рост цен на металл отмечался в момент, когда складские запасы алюминия увеличились до самого высокого показателя за последние 4 года! Паника вновь оттеснила объективные факторы – избыточное производство и максимальный объем на складах ЛБМ, в дальнейшем же алюминий дешевеет. 10 июля еще одна новость из Китая о решении 20 крупнейших производителей алюминия сократить объемы выпуска на 5-10% из-за энергодефицита – и цены вновь взлетают до исторического максимума $3 380 за т.



Позиции экспертов разделяются: в Standard Bank считают, что длительное сокращение производства металла в КНР на фоне незначительного объема рыночного излишка может привести к дефициту металла; другие специалисты призывают не паниковать, после Олимпиады объемы производства восстановятся и рынку грозит лишь временное уменьшение избыточного алюминия. Здравый смысл побеждает и до конца июля крылатый металл торгуется ниже $3 000 за т. Внес Китай свой вклад в усиление волатильности в секторах свинца и цинка. Производители этих металлов официально объявили об ограничении производства из-за низких цен на продукцию и в связи с энергодефицитом, оказав поддержку ценам. Но опять – таки временную.



Участники рынка осознали, что сокращение выпуска названных материалов не окажет значительного влияния на глобальный баланс спроса и предложения. Тем более, что июньская статистика производства свинца и цинка в КНР показывает рост – на 13,2% и 15,5% соответственно. Взбодрили рынок слухи об отмене правительством Китая налоговой льготы при экспорте рафинированного цинка. Да еще и китайская Henan Yuguang, производящая ежегодно 130 000 т свинца, закрылась на ремонт. В последний день месяца цинк подорожал на 6% до $1 984 за т, так как КНР все же отменила экспортные льготы, но станет ли этой долгосрочной тенденцией неизвестно. Сектор меди жил ожиданиями забастовок, некоторые из которых, впрочем, не состоялись, ослабив цены на красный металл.



Алюминий



В текущем году цены на алюминий уже трижды переходили рекордную планку: март – $3 227 за т, 7 июля – $3 308 и 10 июля – $3 380 за т. И это при том, что в мире не наблюдается острого дефицита металла. За первые 5 месяцев года World Bureau of Metal Statistics (WBMS) насчитало 784 000 т лишнего алюминия на рынке! Международный институт алюминия констатирует рост производства крылатого металла в первом полугодии – 7% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Правда, в июне уже проявилась тенденция снижения мирового выпуска алюминия – на 2%. По итогам июля – августа стоит ожидать дальнейшего уменьшения производства металла из-за китайских ограничений, но после Олимпиады объемы выпуска крылатого металла могут восстановиться.



Если сокращение будет кратковременным, то особого напряжения на рынке это не вызовет, но если же проблемы с поставками электроэнергии затянутся, то Citigroup прогнозирует снижение выпуска алюминия в КНР в течение года в 1,5 млн т. Остальные мировые производители не сокращают, а наращивают производство крылатого металла. О росте производства в первом полугодии сообщили: Alcoa – на 13%, ОК «РУСАЛ» – на 8%, Hydro Aluminium сохранила выпуск на уровне прошлого года. Вполне возможно, что дефицита не будет, но существенного снижения цен также ожидать не стоит. Производители будут «держать» цены, ссылаясь (вполне обоснованно) на рост производственных затрат (электроэнергия, уголь, кокс, природный газ), колебания доллара и инфляцию. Даже китайские власти намерены с начала 2009 г. прекратить поставки электроэнергии производителям алюминия по льготным тарифам.



Любые перебои с производством будут использоваться как повод давления на потребителей. Июльские события подтвердили действенность этого метода. В течение двух – трех дней цены на металл, реагируя на новости из КНР, то повышались на 4%, то падали на 5%. К концу месяца цены стабилизировались. Эксперты повышают свои прогноз средней цены на алюминий в текущем году: Goldman Sachs- $3 064 за т, Deutsche Bank – $2 966 за т, UBS – $3 200 за т. Потребители начинают задумываться о сокращении использования металла. Coca-Cola приняла решение уменьшить размер банок при поставках продукции в Гонконг. Приведение к единому стандарту и уменьшение расхода металла, по мнению руководства компании, позволит существенно снизить издержки. Другие потребители уменьшают использование алюминиевых банок в пользу пластиковых бутылок.



Медь



Удачным был июль для поставщиков меди, цены на металл держались на достаточно высоком уровне, хотя и ниже летнего рекорда – $8 940 за т. Эксперты говорят, что спрос на медь невысок и как только снимается угроза забастовок, не останется никаких причин для роста цен. Но и забастовки в отрасли случаются часто, и статистика показывает дефицит металла, и цены остаются высокими. Медь особо остро реагирует на экономические показатели, для укрепления цен на металл очень важны положительная динамика развития США и Китая – крупнейших потребителей металла- и прогнозы дальнейшего роста. В июле все эти данные неоднократно менялись.



Остановка работы многих промпредприятий в окрестностях Пекина приведет к снижению потребления меди, что чревато уменьшением цен. С другой стороны после стихийных бедствий в КНР в начале этого года инфраструктура страны нуждается в восстановлении, что требует больших объемов меди и поднимает ценовой уровень. Неудивительно, что на бирже Шанхая стоимость тонны меди, как правило, на $ 1 000 выше, чем на ЛБМ. Несколько охлаждает рынок информация о снижении темпов роста США и спроса в ЕС, а вот данные ICSG о сохраняющемся дефиците меди (за первые 4 месяца года – 108 000 т) вновь толкают цены вверх. Аналитики Liberty Trading уверены в уменьшении цен на медь в третьем квартале из-за падения спроса на развивающихся рынках, а в Ventura Commodities не сомневаются в резком росте потребления красного металла со стороны быстро растущих экономик Индии, Турции, России, Индонезии, Бразилии и Китая.



Весь месяц цены на медь реагировали на перечисленные рыночные веяния, поэтому ни о какой стабильности цен говорить не приходится. И еще одна отличительная черта сектора – постоянная угроза сокращения поставок, по разным причинам – политические риски (чилийские профсоюзы призывают ренационализировать отрасль и хотят получать большую часть прибылей частных компаний), истощением ресурсов и дороговизной открытия новых предприятий, трудовыми конфликтами. Эти форс- мажоры способны сбалансировать рынок даже при невысоком росте спроса. В июле рынок устал от ожидания забастовок. Прекратить работу угрожали профсоюзы медного рудника Gabriela Mistral компании Codelco, предприятий Sociedad Minera Cerro Verde (Перу), Southern Copper. На фоне возможного сокращения поставок медь начинала дорожать, а желающие бастовать успевали урегулировать свои проблемы «мирным путем». Трейдеры ЛБМ говорят о том, что инвестфонды меняют контракты с поставкой меди в сентябре на декабрьские, значит они ждут роста цен.



Никель



На рынке никеля – затишье и отсутствие хороших перспектив. В июле биржевые цены на металл снизились до двухлетнего минимума. Эксперты Jindal Stainless Ltd. считают, что в нынешнем году средняя цена никеля составит $20 000 – $25 000 за т против $37 089 годом раньше. В JP Morgan прогнозируют более низкий ценовой уровень – $18 000 за т. Специалисты Goldman Sachs заявляют, что цены на никель уже снизились до уровня себестоимости, при этом возможно и дальнейшее снижение, что вызовет закрытие ряда предприятий сектора. Падение цен связано с резким сокращением потребления металла производителями нержавеющей стали, которые используют альтернативные материалы.



Само же производство никеля становится все более затратным. Помимо общемирового роста цен на энергоносители и фрахт, производители никеля жалуются на резкое подорожание серной кислоты, цена которой в 2008 г. достигла 800 австралийских долларов за т против 200 долларов за т двумя годами раньше. Небольшую долю оптимизма внесли сообщение INSG о сокращении в мае избытка металла на мировом рынке до 11 300 т и информация о сокращении запасов никеля на ЛБМ почти на 20% по сравнению с серединой апреля. В июле цена тонны никеля на ЛБМ колебалась вблизи отметки $20 000 за т. Участники рынке не ждут улучшения до четвертого квартала 2008 г.



Олово



В июле цены на металл обошлись без рекордов, держась на стабильно высоком уровне – $22 500 – $23 500 за т. Стоимость олова колебалась в соответствии с общеэкономическими тенденциями и отраслевой статистикой. Рост цен был связан с информацией о сокращении июньских объемов экспорта металла из Индонезии до 5 500 т против 7 200 т в мае и 10 700 т в июне 2007 г. Производители КНР в первом полугодии также снизили выпуск олова – на 10%. За последний месяц объем олова на лицензионных складах ЛБМ снизился на 15%. Эти факторы оказывали поддержку ценам. Из событий, ослабляющих сектор, можем назвать снижение потребления олова в КНР в связи с приостановкой производств на время Олимпиады и уменьшение спроса на слишком дорогой металл со стороны медицинской и керамической промышленностей. Восстановления спроса ждут не раньше сентября.



Свинец



В первой половине месяца на фоне сезонного спада свинец дешевел, его цена держалась в диапазоне вблизи $1 700 за т. Затем за один день – 9 июля – на фоне увеличения физических поставок со складов ЛБМ и активности покупателей цена на свинец выросла на 8,2%. Эксперты считают, что уменьшение стоимости свинца на 33% с начала текущего года привлекает как реальных потребителей, так и представителей фондов, ожидающих роста цен осенью. Далее цены на свинец увеличились до $1 900 – 2 200 за т. Информация о решении китайских производителей свинца снизить выпуск металла не оказала на рынок ожидаемого воздействия, цены не выросли. Речь идет о добровольном сокращении, которое не будет контролироваться и, возможно, будет ниже заявленных объемов. А вот сообщение о проведении профилактических ремонтов на крупнейшем китайском предприятии по выпуску металла Henan Yuguang Gold and Lead Co. и уменьшении ежесуточного производства на 300 т подстегнули рынок. Ко всему еще и складские запасы металла сократились. Эти обстоятельства были «на руку» продавцам, использующим любой повод для роста цен. Цены на свинец в конце месяца были высокими – свыше $2 210 за т.



Цинк



Как ни старались китайские производители цинка убедить мировую общественность в том, что плановые сокращения выпуска металла вызвовут его нехватку, им это не удалось. Представители MF Global посчитали, что за первые пять месяцев года выпуск рафинированного цинка в КНР составил 1,55 млн. т, что по итогам года может дать 3,2 млн. т, сокращение же коснется лишь 100 000 т, что является слишком незначительным объемом на фоне ожидаемого за год избытка в 680 000 т. Цены на металл в июле опускались ниже двухгодичного минимума – $1 750 за т. Сильный толчок сектору дало решение официального Пекина отменить налоговые льготы на экспорт цинка. Эксперты считают, что отмена льгот будет способствовать росту цен на металл, но при этом снизит конкурентоспособность китайского металла. Новость из Китая взвинтила биржевые цены до уровня $1 985 за т. Уверенности, что высокие цены сохранятся надолго нет – слишком высок объем существующего избытка.