В России в очередной раз распался альянс перспективных производителей труб большого диметра (ТБД). «ЕвразХолдинг» и «Северсталь» отказались от совместного проекта по созданию трубпрокатных мощностей для производства 1420 мм труб для нужд «Газпрома». Это продемонстрировало усиление конкурентной борьбы за будущий рынок Российской Федерации еще на стадии подготовки к завоеванию россиянами большей части собственного рынка ТБД.
Исторически сложилось, что Россия, будучи крупнейшим потребителем стальных труб большого диаметра, не имеет собственного полноценного производства. Прежде всего, это касается труб стандарта 1420 мм, который применяется в магистральных газопроводах. И не удивительно поэтому, что уже не один год создание собственных трубопрокатных мощностей по производству этого вида продукции является одной из первоочередных стратегических задач российских металлургов и трубопрокатчиков.
Но, несмотря на очевидную привлекательность этого сегмента трубного рынка, большинство эффектно проанонсированных проектов пока не вышли из подготовительной стадии либо вообще оказались не жизнеспособными. Причиной такой ситуации является чрезвычайно высокая капиталоемкость подобных проектов, которая на фоне упорного отказа «Газпрома» связывать себя долгосрочными конкретными договоренностями с потенциальными российскими поставщиками ТБД и конфликтами интересов партнеров по создаваемым альянсам.
Один из наиболее амбициозных альянсов по производству ТБД был сформирован в прошлом году, когда ведущие российские металлургический холдинги «ЕвразХолдинг» и «Северсталь» объявили о создании консорциума для производства труб большого диаметра. Предполагалось, что будет создано совместное предприятие путем обмена акций задействованных в проекте компаний. Но реально так ничего и не было сделано, а эксперты заговорили о бесперспективности альянса, что и официально оформилось в ноябре этого года, когда представители обеих бизнес-структур заявили о разрыве достигнутых ранее соглашений.
По оценке старшего аналитика ИГ «АТОН» Тимоти МакКачена, причиной разрыва отношений «Северстали» и «ЕвразХолдинга» стало нежелание металлургических компаний делиться друг с другом, поскольку «текущие высокие цены на сталь позволяют и «Северстали», и «ЕвразХолдингу» самостоятельно финансировать свои инвестиционные проекты» (RBC daily; 17 ноября).
Очередной крах очередного «большетрубного альянса» стал одним из центральных событий ноября в российской металлургии и стал свидетельством не кризиса, а скорее усиления борьбы за потенциальный рынок. Металлурги РФ демонстрируют решительной настрой в стремлении освоить таки собственный рынок труб большого диаметра и потеснить (а в идеале – вытеснить), прежде всего, украинскую продукцию, как аналогичную российской по критерию цена/качество.
После официального развода двух гигантов, «ЕвразХолдинг» может возобновить реализацию подзабытого уже проекта строительства стана-5000 на базе Нижнетагильского металлургического комбината. Ранее планировалось, что этот стан должен был заработать уже в текущем году.
Как отмечает экспертный канал «Уралполитру», «проблемы с реализацией стройки века возникли еще при выборе инвестора. Западные кредитные организации хором требовали гарантий закупок со стороны «Газпрома» – единственного потребителя труб диаметром 1420 мм, а в качестве страхования своих инвестиций просили отдать им экспортную составляющую российского газа».
Продолжают реализовывать аналогичные проекты и другие металлургические и трубные компании. Помимо «ЕвразХолдинга», на рынок ТБД могут выйти такие бизнес-структуры, как Объединенная металлургическая компания, «Северсталь» и Магнитогорский меткомбинат. Как известно, Трубная металлургическая компания, являющаяся на сегодня единственным российским поставщиком труб 1420 для «Газпрома», выпускает спиралешевные трубы и не является в целом серьезным конкурентом для более надежных прямошевных харцизских труб. ОМК обещает наладить выпуск ТБД уже в следующем году, «Северсталь» планирует свой «большетрубный» дебют на конец 2005-2006 гг., а «Магнитка» должна освоить соответствующее производство к 2007 г.
Что касается объемов российского рынка ТБД 1420, то он оценивается примерно в 400 тыс. т труб большого диаметра в год. Предполагается, что эта цифра может возрасти вдвое и даже более к 2008-2010 гг. в случае реализации «Газпромом» всех проектов новых трубопроводов и модернизации изношенных.
Учитывая стремление Москвы оставить государственную монополию на трубпроводный транспорт, решающую роль в судьбе и украинских и российских производителей ТБД 1420 играет «Газпром» как монопольный покупатель этой продукции. Пока взаимоотношения «Газпрома» и ХТЗ можно назвать более чем теплыми – именно украинский трубный завод, имея квоту в 225 тыс. т, является основным поставщиком «Газпрома». С появлением российских производителей «Газпром» будет переориентироваться на них, но вряд ли реализует даваемые ранее российским трубопрокатчикам обещания полностью отказаться от импорта в их пользу.
Необходимо отметить, что перспективы поставок производимых ХТЗ труб 1420 на следующий год представляются пока весьма радужными и можно ожидать, что их объемы, по крайней мере, не уменьшатся. Начиная же с 2006 г. на рынок прямошевных ТБД нашего Северного соседа уже массово выйдут и сами российские производители, что существенно усилит конкуренцию и активизирует лоббистские устремления трубников России по защите «своего» рынка от украинских труб, стоимость которых россиянами априори рассматриваются как демпинговая.
В конце ноября российский Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) направил в Министерство экономического развития РФ заявление с просьбой начать специальное защитное расследование и ввести защитные меры в отношении импорта ТБД из всех стран, в том числе из Украины.
Директор ФРТП Александр Дейнеко заявил, что импортеры труб из Украины, Италии, Японии и других стран ведут агрессивную политику на рынке ТБД России, наращивая поставки своей продукции, из-за чего доля российских производителей на внутреннем рынке существенно сократилась, а рентабельность производства упала до 2-6%. В то же время он подчеркнул, что в случае подписания соглашения между Россией и Украиной о лицензировании экспорта, в том числе ТБД, ФРТП не будет настаивать на введении ограничительных пошлин против поставок труб большого диаметра, в том числе, из Украины (Украинские новости, 1.12.2004).
Как бы там ни было, у отечественных трубников остается примерно годовой запас времени для модернизации производства, обновления сортамента и кардинального повышения качества выпускаемой продукции. Причем это касается не только Харцизкого, но Новомосковского трубного заводов, ориентированных на потребности магистральных нефтегазопроводов Российской Федерации. Решить эту задачу будет непросто, поскольку новые российские производители ТБД создают производство практически с нуля и, соответственно, в полной мере смогут реализовать все конкурентные преимущества современных технологий и новейшего оборудования. В случае технологического отставания украинских трубников их продукцию просто россияне вытеснят со своего рынка.