Промполитика Евросоюза: издержки и решения (Часть 1)

Share

Европейские институции время от времени поучают Украину, какими принципами руководствоваться при реализации экономической политики. Поток советов сыпется на наше правительство, как из рога изобилия. Однако, исследования зарубежных аналитиков показывают, что, например, у европейской промышленности такие же проблемы, как и у нас. В частности, дефицит инвестиций в технологическое обновление, слабость внутреннего рынка и отсутствие благоприятного делового климата. В то же время, предложения, которые вырабатываются европейскими экспертами, для решения ключевых проблем будут весьма полезны и отечественным промышленникам.


 


Провал Лиссабонской стратегии


 


В марте 2000 г. пятнадцать стран Еврозоны наметили себе общую цель: к 2010 г. построить «наиболее динамическую и конкурентоспособную интеллектуальную экономику в мире, способную поддерживать высокие темпы промышленного роста, с развитым рынком труда и толерантную к окружающей среде». Поскольку этот документ был утвержден на саммите ЕС, проходившем в столице Португалии, стратегия получила название Лиссабонской.


 


Однако оптимистичные заявления остались только на бумаге. Фактически же, политические и экономические процессы в ЕС продемонстрировали, что страны-участницы не спешат выполнять свои обязательства. В начале ноября Еврокомиссии был представлен доклад специальной группы, который отражал недостатки политики ЕС, в том числе и в сфере промышленности, в рамках Лиссабонской стратегии.


 


Экспертная группа, возглавляемая бывшим премьер-министром Нидерландов, Вимом Коком, определила причины замедления промроста: «разноплановость поставленных задач, слабая координация правительств и конфликт приоритетов стран». Эксперты не только раскритиковали политику Евросоюза, но и предложили свои методы разрешения проблем.


 


В документе содержится предупреждение о том, что реализовывать идеи Лиссабонской стратегии необходимо прямо сейчас, и времени для откладывания на «потом» уже не осталось, поскольку «пропасть» между ЕС и Северной Америкой увеличивается, а «в затылок дышит» Китай.


 


Для того, чтобы хотя бы не отстать, а в последствии и начать вести «агрессивную политику», специальная группа предложила пять основных пунктов, которые требуют немедленной доработки со стороны членов ЕС. «Причем каждый пункт связан с другим, и, если будет проработана одна или несколько позиций, но другие останутся без внимания, то это не даст предполагаемого результата», – предупреждает документ.


 


Крах инновационной политики


 


В 2000 г. предполагалось, что объединенная Европа пойдет по пути широкомасштабного внедрения новейших технологий в промышленность. Вполне очевидно, что капиталовложения в наукоемкие отрасли экономики способны подстегнуть увеличение производительности труда. А это, в свою очередь, поспособствует дальнейшему развитию промышленности и экономическому росту в Евросоюзе.


 


Планировалось, что объем инвестиций в инновации составит 3% от ВВП каждой из страны ЕС. Однако всего две страны ЕС довели размер инвестиций в инновации до требуемого показателя.


 


В то же время, существуют и положительные моменты. Остались отрасли европейской промышленности, в которых евротовары все еще могут по наукоемкости конкурировать с американскими. Это, например, гражданское самолетостроение, мобильные телефоны и энергооборудование. А американцы в этих сферах делают упор в основном на обеспечение научными достижениями своего оборонно-промышленного комплекса. Поэтому Европе необходимо воспользоваться многовекторностью стратегии США, чтобы распространить этот эффект на приоритетные сектора своей промышленности.


 


Для решения данной задачи странам ЕС необходимо «привлекать и удерживать ученых с мировым именем», причем не заниматься «скупкой мозгов», как это делают США, а растить своих «талантов» и удерживать их в Европе.


 


Примечательно, что увеличение инвестиций в новейшие разработки связывается с активизацией участия в этом процессе государств. Правительства должны помогать «изобретать» технологические решения как государственным компаниям, так мелким и средним частным предприятиям. В то же время, роль государства в создании новых технологий должна быть надежная законодательная защита прав интеллектуальной собственности.


 


Слабость внутреннего рынка ЕС


 


По мнению группы В.Кока, свобода перемещения рабочей силы, товаров, услуг и капитала в пределах Еврозоны является наиважнейшим фактором, стимулирующим экономический рост. Сильный внутренний рынок без каких-либо ограничительных барьеров для промышленности станет существенным конкурентным преимуществом для европроизводителей. Он также обусловит повышение внутреннего товарооборота, снижение издержек в промышленности, а также цен для внутренних потребителей промпродукции.


 


В.Кок акцентирует внимание на недоработках в действиях по созданию единого внутреннего рынка. Индикатором, свидетельствующем о проблемах внутреннего рынка, является, по мнению экспертов, сильный разброс цен по странам Евросоюза. Этому противопоставляется ситуация с ценовой монолитностью в США. «Параллельно с несогласованной политикой ценообразования, ЕС стал менее привлекательным для инвестиций, – отмечается в докладе, – хоть зарубежные компании и вкладывают деньги в европейскую экономику, но больше средств уходит из Европы, чем приходит в нее».


 


Путем усиления внутреннего рынка специальная группа считает скорейшую имплементацию странами-участницами общеевропейской законодательной базы на национальном уровне. Уже объявлен дэдлайн для перехода «объединенное» законодательство – весна 2005 г.


 


Если свободное перемещение товаров еще удается как-то обеспечить, то рынок услуг, занимающий 70% от общей деловой активности в странах ЕС-15, зашел в тупик. Выход их тупика видится в стимулировании свободы перемещения услуг. На текущий момент доля услуг в общей торговле еврозоны составляет 20%.


 


В связи с всевозможными законодательными и административными барьерами Европа остается фрагментированной, разбитой на несколько национальных экономик. Большинство из этих рынков закрыты для создания бизнес конкуренции, что «не допустимо для единого сильного внутреннего рынка».


 


Последствиями таких событий В.Кок считает высокие цены, замедление роста производительности труда и снижение уровня торговли услугами внутри Еврозоны. Для этого эксперты предлагают даже не принять соответствующее законодательства, а именно разработать его, чтобы к концу 2005 г. Западная Европа могла похвастаться свободным рынком услуг.


 


На данном этапе в предполагаемых либерализированных секторах промышленности доминируют традиционные игроки, что тормозит развитие конкуренции и негативно сказывается на экономическом росте Еврозоны.


 


Поэтому, документ предполагает ускорить либерализацию и открыть больше промышленных секторов национальных экономик для создания естественной конкуренции. При этом в функции Еврокомиссии входит постоянное отслеживание и выявление барьеров препятствующих свободной конкуренции (в том числе и дотации из госбюджетов).


 


Но Еврокомиссии «не стоит перегибать палку» в отношении регуляторной политики в области конкуренции для того, чтобы не повлиять отрицательно на экономический рост. В тесной кооперации правительствами стран ЕС ей необходимо найти новые и эффективные механизмы, дабы не допустить появления тарифных ограничений. В первую очередь это касается развития отраслей промышленности, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, что положительно будет отражаться на «здоровье» Европейской экономики.


 


Например, для сталелитейной отрасли объединенной Европы запрещены «в нормальных условиях» госдотации из национальных бюджетов. В то же время существует отдельный орган в Еврокомиссии, отслеживающий торговую политику других стран в отношении ЕС (демпинг, субсидии). Он и осуществляет политику квотирования металлопродукции на рынок Западной Европы, посредством заключения с другими странами двусторонних соглашений. Что касается тарифов внутри Еврозоны, то к 2004 г. они уже полностью отменены, что упрощает движение металлопродукции на внутреннем рынке ЕС.


 


Очевидно, что «режим» содействия интеграционным процессам на рынке финансов также приведет к сокращениям издержек, повышению эффективности выдачи кредитов. Малые и средние предприятия смогут также улучшить свое финансовое положение.


 


Также актуальным вопросом является оптимизация налогообложения в Еврозоне и создание крупных инфраструктур на «крупнейшем мировом внутреннем рынке», которые могли бы «тянуть» за собой промышленность и стимулировать рост единой экономики. Особенно это становится важным в свете расширения ЕС. Ведь новые государства смогли добавить к ВВП ЕС только 5%.


 


Отсутствие благоприятного делового климата


 


Специальная группа советует Еврокомиссии как можно скорее разработать упрощенные регулирующие механизмы для субъектов промышленного рынка. Однако, это не означает, что рынок будет полностью дерегулирован. «Необходимо найти ту грань, которая будет поддерживать баланс между законами и свободной конкуренцией», – гласит отчет.


 


Кроме того, по мнению соратников В.Кока, в Еврозоне присутствует неблагоприятный климат для создания новых «промышленных» компаний, в связи с оформлением множества документов, соблюдением процедур, получением лицензий и разрешений.


 


Еще одним недостатком является повышение рисков капиталовложений. Сложившаяся в Евросоюзе практика не способствует минимизации рисков при запуске новых проектов. Это в основном сказывается на мелких и средних предприятиях. Однако, авторы документа отмечают, что в США такие риски в два раза превышают показатели ЕС.


 


Аналитики также подвергли критики несовершенное законодательства о банкротстве. «Если частный бизнес провалился, то у его собственников уже нет возможности что-то изменить». Это естественным образом сдерживает бизнес-инициативы и отрицательно влияет на предпринимательский климат в Еврозоне.


 


 


Вторую часть статьи можно прочитать здесь