Украинско-польская таможня: Минтранссвязи остался в стороне

Share

Забастовка польских таможенников на украино-польской границе поставила в неудобное положение многих чиновников, но более всего проявились «слабые» стороны нового руководства транспортного ведомства. На фоне активных действий Ассоциации международных автоперевозчиков (АсМАП), которая организовала питание водителей на границе, Гостаможслужбы, активно ведущей переговоры с поляками, действия «команды Винского» просто не заметны. Хотя как раз транспортное ведомство должно было занять с самого начала активную позицию.


Про назревающий конфликт на украино-польской границе говорили давно. Еще в 2004 г., когда Польша присоединялась к Евросоюзу, в среде польских контролирующих органов назревало недовольство. Проблема была, как и сейчас, в зарплате, статусе и социальных льготах. На Западе офицеры таможни достаточно состоятельные люди с зарплатами в несколько тысяч евро. В Польше же их положение было несколько хуже и зарплаты у них в среднем едва дотягивали до ?500. Плюс проблема условий труда. При присоединении к Евросоюзу на западной границе с Германией отпала необходимость в погранпереходах, поэтому многих польских таможенников стали переводить на неспокойную восточную границу. Естественно, что про большие компенсации в этом случае речи и не шло. Вот тогда то таможенники и взяли на вооружение старинную тактику итальянских забастовок – вы делаете вид, что платите, мы делаем вид, что работаем.



Все операции выполнялись очень тщательно со всеми возможными перерывами, естественно традиционная проверка автомобиля, на которую ранее уходило несколько минут, могла растянуться на час и более. Эти забастовки польское правительство «гасило» за счет десантов таможенных офицеров из ЕС, которых присылали для обмена опытом. Однако долго так продолжаться не могло. В сентябре 2007 г. профсоюзы таможенников дали правительству последнее китайское предупреждение. Их попросили подождать выборов, мол, после разберемся.



Но не разобрались и сразу же после новогодних праздников персонал на погранпереходах массово начал уходить на больничные, а те, кто оставался не очень спешил выполнять свои обязанности. Дошло до того, что на некоторых из них при штатной численности персонала в 20-30 человек, на смене работало 2-3, а в некоторых случаях на работу выходил только начальник смены. Причем это касается не только основного пункта пропуска для грузового транспорта «Ягодин-Дорохуск», но и других пунктов на границе с Польшей – «Краковец-Корчова», «Рава-Русская-Гребенне», «Шегини-Медика», «Смильница-Кросценко», «Устилуг-Зосин».



В результате на границе с Украиной возник кризис. Так, на пункте пропуска «Краковец» очереди грузовиков с польской стороны составляли 900 автомобилей, с украинской – 400. В других пунктах пропуска подобная ситуация. После серии переговоров ситуация вроде бы решалась. Замминистра внутренних дел Польши Витольд Дрожджа несколько раз объявлял о решении проблемы, но как оказалось всех требований таможенников не выполнили: вместо обещанных ?600 к зарплате им пообещали добавить только ?200. В конечном итоге таможенники опять заблокировали границу.



Тут уже не выдержали перевозчики, которые в очередях теряют в среднем от ?300 до ?600 в сутки на машину. Польские водители пригрозили устроить общенациональный кризис, если правительство не решит проблему на границах. Сразу несколько профильных ассоциации пообещали заблокировать дороги Варшавы и других крупных городов. В этом случае «станет» все, и убытки будут поистине колоссальными. В польском правительстве пока только обещают найти выход из ситуации.



Казалось бы, а из-за чего возник то конфликт? Всего-то из-за нескольких миллионов долларов на зарплату таможенникам. А такой резонанс и такие убытки. По оценкам государственной таможенной службы, в сутки украинский госбюджет недополучает порядка 30 млн. грн. различных платежей, которые обычно платятся при растамаживании грузов. Еще приблизительно столько же составляют ежесуточные расходы перевозчиков, экспедиторов и других организаций. Импортеры уже констатируют срывы всех сроков поставок товаров в Украину, в том числе автомобилей и запчастей к ним. Эксперты говорят, что последствия польской забастовки рынок ощутит уже в феврале.



Украинские автоперевозчики заявляют, что за свою скупость в общении с таможенниками Польша должна заплатить. Ведь операторы внешнеэкономического рынка не виноваты в том, что какие-то чиновники Минфина Польши не могут навести порядок в собственном ведомстве. «Мы готовим иски от ассоциации международных автоперевозчиков, но для начала нам необходимо провести калькуляцию всех расходов, ведь по некоторым контрактам компании из Германии и Нидерландов нам выставляют штрафные санкции за несвоевременную доставку по ?300-400 в час! Тут проблема в том, что официально мы не можем заказчикам заявить про наступление форс-мажорных обстоятельств – ведь забастовка то не официальная, но наши юристы сейчас все-таки готовят документы», – говорит президент АсМАП Украина Леонид Костюченко.



В данном случае интересна позиция транспортного ведомства. Транспортные чиновники под руководством Иосифа Винского практически устранились от проблемы. Пока АсМАП и МЧС организовывали питание на границах для водителей автомобилей, а таможня вела активные консультации, видимых телодвижений со стороны транспортного ведомства не было. Более того, Иосифа Викентиевич не нашел ничего лучшего как просто рекомендовать перевозчикам не отправляться в Польшу. «Мы совместно с Минэкономики сейчас оцениваем размеры убытков и изучаем возможность подачи исков, грузоотправителям мы рекомендуем пока что воздержаться от поездок в Польшу», – сказал Й.Винский на одной из пресс-конференций.



Еще интересней был комментарий ситуации для uaprom.info замминистра транспорта и связи Леонида Сергиенко: «У Минтранссвязи нет средств в бюджете, чтобы решать эти вопросы, проблемами водителей сейчас занимается профильная ассоциация, они организовывают питание, у нас же нет финансирования на это». При этом организация движения грузовиков в обход Польши у чиновников транспортного ведомства не вызывает энтузиазма. «Это проблема Польши и ЕС, они должны разобраться с блокадой, ехать же в объезд, ну мы получим вместо пробки на польской границе, еще и на венгерской и словацкой, Ужгород может пропустить 200 грузовиков, больше этого просто физически не пройдет, поэтому я не вижу в этом смысла», – сказал Л.Сергиенко.



Между тем, выход в принципе есть. Разговоры о том, что переход больше не примет скорее вызваны нежеланием что-то делать, чем реальными обстоятельствами. Минтранссвязи мог бы инициировать переговоры с транспортниками и таможенными службами Словакии и Венгрии по поводу организации дополнительных смен на границе и на приграничных терминалах, чтобы пропустить скопившийся транспорт – это нормальная процедура.



Можно упростить некоторые формальности при организации таможенной очистки груза и при оформлении разрешений на поездки в другие страны службой международных автоперевозок Минтранссвязи. Все это конечно не сняло бы напряжения, но, по крайней мере, частично разгрузило бы польскую границу. Однако, видимо, из-за отсутствия достаточного транспортного опыта у нового руководителя ведомства, он предпочитает просто давать рекомендации не ехать в Польшу.