В 2004 г. году, как и в прошлом, мировой рынок испытывает дефицит олова. Соответственно, цены на него выросли и стабилизировались на уровне 9000 долл./т. Это соответствует основным тенденциям в международной торговле цветными металлами. Диспозиция основных игроков (индонезийских и малазийских компаний) оловянного рынка такова, что они могут в значительной мере влиять на совокупное мировое предложение, тем самым поддерживать котировки металла на приемлемом для себя уровне. Мировой спрос также, по всей видимости, не будет падать. Но существует «китайский» вариант, при котором главным производителям придется внести корректировки в свои стратегии.
Несколько лет назад рынок олова был похож на весы, которые не могли прийти в равновесие. До текущего года ситуацию стабилизировать не удавалось. В 2001 г. вследствие замедления темпов роста мировой экономики и кризисных явлений в промышленности цены упали с 5200 долл./т. до 3800 долл./т.
В следующем году ведущие производители (например, Yunnan Tin и Malaysia Smelting Corp.) предприняли ряд мероприятий по сокращению объемы выпуска металла с целью прекращения падения цен. «Чем больше олова мы выпускали – тем больше денег мы теряли», – констатировал президент компании Yunnan Tin.
Тогда эксперты видели преодоление кризиса в рационализации объемов производстве металла и успешном итоге борьбы индонезийских властей с незаконной добычей и выплавкой.
Однако руководство ведущего производителя олова, малазийского концерна Malaysia Smelting Corp. (MSC), решило, что необходимо провести частичную монополизацию рынка. Для реализации такой стратегии компания выкупила 75% акций индонезийской PT Koba Tin, производственные мощности которой составляют 45 тыс. т в год, более 20% которых экспортируется.
Кроме того, MSC приобрела 30% акций австралийской компании Marlborough Resources, которая является одним из крупнейших оловодобывающих предприятий Австралии.
Укрупнение рыночных игроков позволило компаниям стабилизировать производства олова. Ведущие компании свободно влияли на рынок, решая, какое количество олова следует продавать, дабы не работать себе в убыток.
Сегодня основные разведанные рудные запасы олова расположены в таких странах, как Китай, Бразилия, Индонезия, Таиланд, Малайзия и Боливия (88% мировых запасов). Главными же производителями металла считаются Китай, Малайзия, Индонезия и Перу (80% мирового производства).
Однако котировки металла до конца 2003 г. не могли выйти на докризисный уровень – ноябрь 1999 г. (пятилетний максимум). Тогда стоимость спотовой поставки оценивалась в чуть более 6000 долл./т. В 2003 г. цены росли медленно. Ежемесячно стоимость тонны олова росла в среднем на 0,5 – 1%.
Однако, многие аналитики оптимистично смотрели на рынок и высказывались, что его подъем не «за горами». Главной причиной называлось принятие индонезийским правительством ряда законов о полном запрете экспорта оловянного концентрата. Такими методами власти Индонезии боролись с незаконным производством и вывозом сырья из страны, а мировой рынок лишился основного поставщика сырья для выплавки олова.
Поэтому введение запретных мер вынудило азиатских производителей снизить объемы производства на 50%. Очевидно, это сыграло им на руку, поскольку, «благодаря» ограничениям на экспорт, цены начали расти быстрее. К тому же ведущие производители металла не собирались повышать объемы своего производства, чем подстегивали ажиотаж на рынке.
В то же время, потребление олова продолжало расти, несмотря на некоторые снижение спроса на этот металл со стороны электронной промышленности. Сегодня Азия потребляет 51% мирового олова (Китай – 26%, Япония – 10%), хотя эксперты прогнозируют увеличение этого показателя в Стране восходящего солнца.
В целом же в 2004 г. мировое потребление олова вырастет еще на 7% и составит 321 тыс. т. Если отмести спекулятивные колебания и удорожания добычи, то однозначно утверждать: существенно изменился баланс спроса/предложения.
В текущем году нехватка олова на мировом рынке будет составлять 8 тыс. т, что практически в два раза меньше, чем в 2003 г., когда спрос превышал предложение на 14,3 тыс. т. В 2005 г., по мнению аналитиков CRU International, дефицит будет сведен к 6 тыс. т.
Эти тенденции свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что поставки находятся под контролем крупных юго-восточных концернов, все больше металла стало проникать на рынок. Это происходит вследствие увеличения предложения со стороны игроков средней руки, а также начала экспорта олова из КНР.
«Середняки», по всей видимости, в ближайшее время смогут в некоторой мере повлиять на совокупное предложение, да и увеличив производство олова. В текущем году Австралия, Россия и Бразилия вместе взятые смогут поставить на рынок только в общей сложности 20 тыс. т металла, что хоть и превышает на 5% прошлогодний показатель, но не снимет напряженности с рынка.
Единственным фактором, за счет которого спрос может быть удовлетворен, по мнению аналитиков, является увеличение поставок из Китая. Очевидно, что отмена экспорта цветных металлов благоприятно скажется на размере предложения. В тоже время активное увеличение вывоза металла из Поднебесной начнется не скоро, поскольку производство олова в Китае увеличилось на 12,3% (с 80 до 90 тыс. т), но экспорт упал на 39,4% до 4,8 тыс. т.
Нехватка концентрата означает, что увеличение выплавки будет трудно сохранить. Компания Yunnan Tin предполагает, что выпуск металла в этом году составит около 30 тыс. т против 31,5 тыс. т в 2003 г. Но экспорт, все же, снизится до 40% объема ее производства против 50% в прошлом году.
Но это лишь перспективы, а сейчас рынок практически монополизирован. Из-за затянувшегося кризиса в оловянной промышленности компании пошли путем консолидации активов, т.е. вертикальная и горизонтальная интеграция производств заменила инвестиции в расширение производства.
Прямым воздействием на рынок стало заявление одного из крупнейших игроков рынка – PT Tambang Timah, о том, что компания не в состоянии достигнуть запланированных объемов производства в связи с нехваткой сырья из Индонезии. За первое полугодие текущего года PT Tambang Timah произвело около 6 тыс. т металла, тогда как за тот же период 2003 г. было выработано 12 тыс. т.
Вполне очевидно, что такой шаг призван поддержать мировые цены на теперешнем уровне и удержать благоприятную конъюнктуру. В то же время существующая стоимость металла будет сдерживать растущий спрос. В результате, по словам руководителей компании, PT Tambang Timah в 2004 г. ожидает увеличение доходов от реализации продукции.
И, все-таки, большинство аналитиков называют напряженность поставок ключевым условием для увеличения цен. PT Tambang Timah снизила производство на 50% до 6,2 тыс. т, а концерн Malaysia Smelting Corporation (MSC) обещает не значительно, но увеличить выработку в этом году на 6-11% до 38-40 тыс. т. В тоже время таиландская Thaisarco, зависящая от зарубежных поставок концентрата, вряд ли сможет нарастить выплавку относительно прошлогоднего уровня в 15 тыс. т. Кроме того, необходимо иметь в виду, что большинство мощностей для удовлетворения громадного спроса будет введено только к 2006 г., и только после этого прогнозируется начало цикла «падения».
В то же время может активизироваться китайский фактор. Сейчас правительство Китая применяет меры для «охлаждения» собственной экономики. А это означает, что есть шанс переориентации китайского олова с внутреннего рынка на внешний, тем самым оно заполнит «пустоты» на мировом рынке.
Сейчас на рынке сложилась ситуация относительного баланса (к тому же незначительно, но все-таки выросли до 5 тыс. т. складские запасы олова Лондонской биржи металлов), когда резкого роста цен не предвидится, но и падения рынка явно не будет. Наряду с этим можно говорить о том, что цена металла завышена. Но, в любом случае, 2005 г. будет весьма оптимистичным для ведущих производителей, особенно, если они продолжат процессы консолидации в отрасли.