Южноафриканский производитель золота, компания Gold Fields, чьим крупнейшим акционером является российская ГМК «Норильский никель», намерена любым способом не допустить враждебное поглощение со стороны своей соотечественницы Harmony Gold Mining. Поэтому, отклонив в категорической форме предложение Harmony, Gold Fields намерена подать против нее иск в судебные органы США. В то же время, похоже, слияние двух южноафриканских «золотодобычтиков» устроит российского гиганта.
Этот иск станет очередной жалобой Gold Fields в отношении Harmony. Ранее, южноафриканская компания обращалась в агентство по конкуренции, в органы по надзору за фондовой биржей и в суд ЮАР. «Этот иск имеет отношение к предложению о покупке», – отметил финансовый директор Gold Fields Ник Холланд. Суть ходатайства пока не раскрывается.
Напомним, что в середине октября Gold Fields отвергла неожиданное предложение по покупке своих активов за 8,1 млрд. долл. от своего меньшего конкурента Harmony, которая предложила 1,275 собственной акции за каждую бумагу Gold Fields, что на 29% превышает стоимость последней. Для анализа офферты Gold Fields привлекла в качестве консультантов Goldman Sachs International и J.P. Morgan. Со стороны Harmony выступили MerrillLynch, HSBC Holdings и Investec.
По оценкам международных экспертов, в результате слияния Gold Fields с Harmony на рынке может появиться крупнейшая компания по производству золота (7,53 млн. т унций (256 т) металла в год) с капитализацией в 11 млрд. долл. (первое место занимает лидер отрасли – компания Newmont – с капитализацией в 17,5 млрд. долл.).
Предложение Harmony «спутало все карты» Gold Fields, которая ранее планировало выделить свои международные активы в отдельную компанию и объединить их с канадской Iamgold. Напомним, что более трети всех своих операций Gold Fields ведет за рубежом. Компания 2/3 всей выручки получает из-за границы, в основном из Австралии и Ганы.
В результате, представители Gold Fields остались явно недовольны инициативами конкурента, утверждая, что Harmony явно недооценила ее активы. Такое заявление выглядит удивительным, поскольку Gold Fields оценивается в 7 млрд. долл., а Harmony выдвинуло предложение стоимостью 8,1 млрд. долл.
Следует отметить, что слияние южноафриканских компаний выгодно, прежде всего, «Норникелю». Ранее российский концерн стал крупнейшим акционером Gold Fields, приобретя 20% акций «золотодобытчика», и намеревался расширять свое влияние в компании. После объявления слияния с Iamgold, эти радужные планы оказались под угрозой срыва, поскольку пакет «Норникеля» был бы размыт.
Поэтому Михаил Прохоров, исполнительный директор металлургического гиганта, заявил, что «Норильский Никель решил голосовать своим пакетом акций против слияния Gold Fields с Iamgold и за принятие предложение Harmony». Собрание акционеров Gold Fields намечено на декабрь 2004 г.
Главное для топ-менеджмента Gold Fields – заручиться поддержкой акционеров. И хотя глава южноафриканской компании Ян Кокрилл заявлял, что сделка с Iamgold согласована с россиянами, Gold Fields в прямом обращении к Владимиру Потанину, российскому олигарху, контролирующему «Норникель», призвала своего крупнейшего акционера придерживаться общей стратегии компании. Однако, очевидно, что менеджмент ГМК вряд ли изменит свое решение.
В Harmony утверждают, что их предложение выгоднее, нежели оферта Iamgold. Бернар Сванпол, исполнительный директор Harmony, считает, что «29%-ная премия за каждую акцию в нашем предложении значительно выгоднее, чем сомнительный вариант оплаты по номинальной стоимости, предложенный Iamgold. Наше предложение предоставляет акционерам Gold Fields возможность выручить реальную сумму за активы компании».
В свою очередь, Я.Кокрилл заявил, что его компания не будет рассматривать предложения от убыточных операторов рынка, и что Harmony «очень» переоценила свои возможности для потенциального партнерства. Кроме того, он отметил, что за последние несколько лет производство на заводах Harmony стало «убыточным».
Теперь становится очевидным, что будущее возможной компании New Harmony зависит от решения акционеров Gold Fields. Впрочем, миноритарии подтвердить свою лояльность Iamgold не спешат.
Относительно крупными пакетами владеют Old Mutual Group и Public Investment Commissioner. Представители этих компаний пока не могут сказать, какая из двух сделок для них кажется предпочтительной.
Gold Fields заявило, что готово принять предложение Iamgold, и надеется, что слияние заложит фундамент для «агрессивного роста с полным доступом к международному рынкам долговых обязательств и ценных бумаг». Однако аналитики утверждают, что предложение Harmony выглядит более привлекательно для акционеров Gold Fields, чем частичное слияние с Iamgold.
По их мнению, предложение Harmony поразило рынок своей смелостью. Ведь Harmony построила свою репутацию на объединении разрозненных золотых шахт в ЮАР и имеет значительно меньше международных операций, нежели Gold Fields.
Эксперты не были уверены, сможет ли Harmony получить контроль над Gold Fields. «Вначале мы думали над этим посмеяться, имея пример, как Randgold в прошлом году предложил купить Ashanti, – отметил один из лондонских аналитиков, – Однако чем больше мы смотрим на это предложение, тем больше понимаем, что все серьезно».
Успешное слияние южноафриканских компаний Harmony и GoldFields может увеличить разрыв в секторе золотодобычи между мелкими и крупными компаниями, такими как Harmony/GoldFields, Newmont и AngloGoldAshanti. Бывшие лидеры рынка, такие как канадские Barrick и PlacerDome, а также австралийская Newcrest займут среднюю нишу.
Впрочем есть и политическая подоплека поддержки «Норникелем» оферты Harmony. Как сообщает газета The Financial Times, при затягивании аукциона по Сухому Логу «объединение усилий с Harmony позволит российскому магнату, который контролирует «Норникель», продолжить географическую диверсификацию своего бизнеса – в период, когда многие олигархи страны чувствуют неуверенность относительно своих перспектив в России». А The Guardian считает, что сотрудничество с Gold Fields позволяет Потанину держать активы за пределами досягаемости президента России.
Справка: Сейчас Gold Fields Ltd. является четвертым производителем золота в мире с выручкой в 1,61 млрд долл. и чистой прибылью в 111 млн долл. В 2004 г. компания снизила добычу золота на 4% – до 129,3 т. По состоянию на июнь 2004 г. Gold Fields обладала 2,5 тыс. т резервов и 5,7 тыс. т ресурсов золота. Крупнейшим акционером компании является «Норникель» (20,03%), 18,7% акций находятся в номинальном держании The Bank of New York, значительные пакеты принадлежат инвестиционным компаниям Old Mutual Group (5,8%) и Public Investment Commissioner (4,9%). Капитализация Gold Fields составляет 7,3 млрд долл.