Украина фактически признала реорганизацию Николаевского глиноземного завода, принадлежащего холдингу Олега Дерипаски «Русский алюминий», в общество с ограниченной ответственностью. Участники украинского фондового рынка тем временем продолжают судиться с НГЗ и надеются, что он все-таки останется ОАО.
26 октября Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку аннулировала свидетельство о регистрации выпуска акций Николаевского глиноземного завода от 24 марта 2004 г. «в связи с ликвидацией общества». Поскольку документ выдавался НГЗ в статусе открытого акционерного общества, его аннулированием ГКЦБФР официально признала, что ОАО «НГЗ» больше не существует. Так что теперь крупнейший производитель глинозема в Украине является обществом с ограниченной ответственностью.
Интересно, что ГКЦБФР мотивирует аннулирование свидетельства решением Ужгородского горрайонного суда Закарпатской области от 5 октября, в то же время с сентября действует определение хозяйственного суда Киева о запрете реорганизации НГЗ, которое еще никто не отменил.
Возможно, неформально члены ГКЦБФР воспользовались прецедентом, созданным Национальной комиссией регулирования электроэнергетики, которая еще 13 октября выдала лицензию на поставку электроэнергии обществу с ограниченной ответственностью «Николаевский глиноземный завод», соответственно аннулировав ее ОАО «НГЗ».
Конфликт интересов стартовал 16 марта, когда представители «Русского алюминия», который через аффилированные структуры на тот момент контролировал около 94% акций НГЗ, на собрании акционеров николаевского предприятия приняли решение деноминировать его акции.
Уставный фонд НГЗ на тот момент составлял 756,527 млн. грн., номинал акции – 25 коп. По решению собрания были выпущены 80 акций номиналом 9 456,584 тыс. грн. каждая, УФ завода при этом остался неизменным. Компания мотивировала деноминацию желанием улучшить управляемость и повысить инвестиционную привлекательность завода. Фактически же стало очевидно, что «Русал» хочет получить полный контроль над предприятием, причем самым простым и экономным способом.
Естественно, что миноритарному акционеру купить даже 1 акцию номиналом почти 9,5 млн. грн. на практике весьма сложно. Для того, чтобы облегчить людям задачу, НГЗ после мартовского решения решил покупать у миноритариев свои акции по цене 10 коп. за штуку при номинале 25 коп. Вряд ли это можно назвать справедливым, если вспомнить, что еще в 2002 г. «Русал» покупал на биржевых торгах акции НГЗ по 40 коп.
30 июня на новом собрании акционеры НГЗ приняли решение преобразовать предприятие из открытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью. «Русал» заявил, что реорганизация поможет увеличить мощность завода по производству глинозема с 1,3 до 1,6 млн. т в год, будет способствовать эффективному использованию инвестиционных средств для модернизации и обеспечит гарантии их целевого использования и сохранности.
Кроме того, было дано отдельное поручение правлению предприятия направить сэкономленные в 2004 г. в результате реорганизации средства социальную и благотворительную деятельность, в частности создать центр соцпрограмм НГЗ. «Годовая экономия из-за ненужности публикации годовых отчетов, оплаты услуг регистратора и других обязательных для акционерных обществ услуг составит около 1 млн. грн.», – сказал пресс-секретарь компании “Алюминий Украины” Виктор Демиденко.
Нужно отметить – от того, что Николаевский завод становится ООО, не ухудшатся его производственные показатели, не сократится зарплата рабочим (к слову, она сейчас является самой большой в металлургической отрасли, достигая 2 тыс. гривен в месяц) и не уменьшатся поступления в бюджет. Но миноритарным акционерам, в особенности бывшим работникам предприятия, которым до реорганизации в совокупности принадлежало около 6% акций, от этого легче не становится. До этого они не знали, и, судя по всему, так и не узнают, что такое дивиденды, потому что другого выхода, кроме продажи «ненужных бумажек» хоть по какой-то цене, для них «Русал» не оставил.
30 июня в дело вмешались портфельные инвесторы и торговцы ценными бумагами, вернее, их профессиональная организация – Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса. Заявив, что она решила выступить на стороне «тысяч обманутых миноритариев», УАИБ подала иск с требованием отменить реорганизацию завода в хозяйственный суд Киева. Служители Фемиды приняли определение о запрете реорганизации НГЗ, завод оспорил его в Апелляционном суде Киева, но решения пока не приняты ни на одном из двух фронтов.
Появлению УАИБ в качестве противника «Русала» можно найти несколько причин. Первая – самая очевидная – несколько торговцев ценными бумагами-влиятельных членов ассоциации (например, «Тект», «Кинто», «Автоальянс») накопили приобретенные у «физиков» в разгар прихода «Русала» в Николаев большие пакеты акций НГЗ в желании продать его россиянам, однако совсем не по 10 коп. и даже не по 25 коп. за штуку.
Когда «Русал» через подконтрольный «Украинский алюминий» купил у Фонда государственного имущества в 2000 г. 30%-ный пакет НГЗ за 547,2 млн. грн., на вторичном рынке шла активная скупка акций у физических лиц, стоимость доходила до 1 грн. Однако после того, как Дерипаска сконцентрировал более 90% акций завода, интерес россиян к покупке акций НГЗ по высокой цене улетучился, и она сползла до отрицательной отметки, то есть ниже номинала.
У торговцев и инвестиционных компаний сейчас может находиться не более 1,25% акций НГЗ – потому что в обратном случае они смогли бы участвовать в покупке акций нового номинала и (теоретически) стать соучредителями ООО «НГЗ», что, очевидно, не входит в планы «Русала». Что касается юридической правоты соперников, то здесь Дерипаску трудно упрекнуть в несоблюдении законов – ведь решение о реорганизации принято более 75% акционеров. Шансы УАИБ на победу в судах в этом свете очень малы, и единственное, что сможет обеспечить им достойную компенсацию – дискредитация «Русала», обвинения его в ущемлении прав миноритариев, которых, по сложившейся в Украине традиции, никто не любит. Впрочем, это уже вопрос скорее этический, чем экономический.