Украинский бронедемпинг: тайский вариант

Share



Заявление Виктора Януковича о победе украинского БТР-3Е1 в тендере таиландского Минобороны стало «домашней предвыборной заготовкой» поездки премьера в Харьков. Хотя две недели назад о выигрыше отечественной техники сообщили иностранные информагентства, украинские чиновники усиленно опровергали эту информацию.



Нежелание чиновников распространяться на таиландскую тему «сквозило» в их ответах. Так, председатель Госслужбы экспортного контроля Украины Юрий Петроченко на вопрос о планируемых поставках техники в Таиланд заявил, что СМИ сообщали о Тайване, а с этой страной соответствующие переговоры не ведутся. Остается догадываться: то ли он был недостаточно информирован о ситуации, то ли глава правительства изначально планировался ньюзмейкером победы.



Само посещение премьером завода им. Малышева, ведущего украинского предприятия по производству бронетехники, не могло вызвать особого восторга. За последние полгода на предприятии произошла смена руководства, до сих пор не утвержден план реструктуризации, мощности загружены по минимуму.



Возможно, победа в тендере, поможет заводу не только рассчитаться с задолженностью по зарплате собственным работникам (17 млн. грн.). По контракту стоимостью $117 млн. планируется изготовление и поставка 96 БТР-3Е1. Как сообщила таиландская газета Bangkok post, министр обороны Таиланда Бунравда Сомтаса считает, что решающим фактором сделанного выбора среди девяти претендентов, включая жестко лоббировавших заказ Канаду, РФ и Китай, стала стоимость БТР-3Е1. Он отметил, что «канадские машины превосходны, но украинских мы смогли купить вдвое больше».



Для завода им. Малышева участие в контракте очень важно, так как после выполнения в 1997-1999 гг. «пакистанского контракта» на поставку 320 танков Т-80УД, предприятие почти не получало заказов. По словам генконструктора по бронетехнике Харьковского КБ по машиностроению им. Морозова Михаила Борисюка, подписание контракта назначено на 29 сентября. В первой партии из 8 машин будут различные модификации, в т.ч. и санитарные. Основные поставки ожидаются в 2008-2009 гг.



К сожалению, в танковой «бочке меда» не обойтись без неизбежной ложки дегтя. Серийного производства БТР-3Е в Украине нет. До этого момента поставки осуществляются единичными партиями. В 2006 г. две машины БТР-3Е были проданы в Казахстан. Еще в 2003 г. Мьянма получила 10 БТР-3У. Возможно, были поставки техники в прошлом году, но МИД Украины, ответственный за предоставление отчетов государства о поставках «конвенциальных» вооружений в ООН, с апреля (конечный срок предоставления отчета) манкирует своими прямыми обязанностями.



Что до продвижения на рынке модификаций БТР-3, то с ним уже связан один контракт приблизительно такого же объема, до сих пор не реализованный. В 2003 г. украинские госпосредники заключили с Мьянмой контракт на 100 ед. БТР-3У, который предусматривал кроме поставок техники еще и организацию лицензионного производства в стране. Из законтрактованного объема Мьянма получила только 10 машин. Остальные, видимо, ждут своего часа – налаживания серийного производства. Это, скорее, будет главной проблемой и при исполнении таиландского контракта.



Стоит отметить, что информация украинских СМИ о подробностях контракта с Таиландом вызывает слишком много вопросов. Что именно будет поставляться? БТР-3Е1, как утверждают специалисты, предназначен для внутренних закупок (хоть по принятой классификации индекс «Е» означает «экспортный»), а на экспорт предлагается БТР-3У. СМИ сообщают именно о БТР-3Е1, укомплектованном немецким двигателем Deutz, который, как правило, устанавливается на экспортный, «дорогой» вариант.



Кроме путаницы с наименованием, есть и более существенные вопросы. По информации СМИ, корпус БТР производится на «Азовмаше», а также на Киевском ремонтно-механическом заводе, существуют и договоренности об освоении этой продукции на Заводе им. Малышева в рамках выполнения этого контракта. В то же время, сейчас «Азовмаш» может и не производить корпуса для БТР, так как крупных поставок, как уже отмечалось, не было.



А поставки БТР-80, на базе которых, по утверждению СМИ, создаются БТР-3Е1, осуществлялись из состава ВСУ. К тому же у армии осталось не так много нужных типов БТР. И не факт, что для переделки необходимого количества корпусов просто нет (по крайней мере, на весь объем контракта).



Далее идут проблемы с боевым модулем. Стандартное оснащение БТР-3У, согласно каталогу продукции «Укрспецэкспорта», составляет: 30-мм автоматическая пушка, автоматический пулемет калибра 7,62 мм, гранатомет калибра 30-мм, ПТРК «Конкурс». С поставками боекомплектов ко всем вооружениям (кроме пулемета) также могут возникнуть определенные сложности. Кроме запасов на арсеналах и складах украинской армии (единственного источника боекомплектов) вооружения взять неоткуда. Поскольку за десять с лишним лет экспортировано свыше 100 ед. подобной техники с соответствующими поставками боеприпасов (и не по одному боекомплекту на единицу), запасы ВСУ существенно оскудели. В России вся номенклатура боеприпасов есть в необходимых количествах, но захотят ли коллеги помочь украинским поставщикам?



Таким образом, контракт может быть выполнен при соблюдении ряда условий. Если не хватит корпусов БТР, которые можно взять из ВСУ, их придется «варить» самостоятельно. То же относится и к боеприпасам: если нет запасов, придется думать о срочной разработке и производстве новых аналогов. При желании выполнить этот контракт возможно. Как обычно, все упирается в деньги. Если будут изысканы и адресно профинансированы необходимые проекты, Украина не только выполнит этот контракт, но и в перспективе сможет предлагать конкурентоспособную продукцию другим заказчикам.