Тенденции диктуют правила

Share

По оценкам большинства экспертов, в 2005 г. продолжится повышение стоимости товарной железной руды. Цены останутся на высоком уровне, прежде всего, за счет увеличения спроса на сырье со стороны Китая и Индии. В условиях благоприятной конъюнктуры на внешних рынках отечественная добывающая промышленность, хоть и повысила объемы производства за девять месяцев текущего года на 5,4% до 49 070 тыс. т (данные Кабмина), но продолжает испытывать последствия лихорадки прошлых лет. Кроме того, бесконечные ссоры между сырьевиками и товаропроизводителями не добавляют позитива нашему ГМК.



В мире



Как отметили эксперты консалтингового экономического бюро AME Mineral Economics, высокие цены на железорудное сырье в следующем году сохранятся, в первую очередь, за счет увеличения выплавки стали в Китае. Прогнозируется, что к концу сего года КНР ввезет около 200 млн. т железной руды, что на 35% превышает показатель 2003 г. Показательно, что в этом году ее стоимость на мировом рынке выросла на 18,6%.



«Рост экономики Китая, Индии и других развивающихся стран поддерживает краткосрочный прогноз цен на сырьевом рынке», – отметил главный исполнительный директор крупнейшей в мире горнодобывающей компании BHP Billiton Дон Аргус. В прошлом финансовом году, который завершился 30 июня, на Китай пришлось 9,8% всей выручки компании по сравнению с 6,9% в прошлом фингоду.



В связи с этим большинство консультантов с оптимизмом смотрят в будущее. Так, эксперты из UBSAG ожидают рост цен на железную руду в следующем году в среднем на 20%. А аналитики из банка Credit Suisse First Boston ожидают повышение стоимости лишь на 15%. Такой умеренный прогноз, возможно, связан с тем, что BHP Billiton стремится к декабрю нарастить объемы добычи на 10% – до 110 млн. т за год.



RioTinto Group, второй по величине в мире экспортер железной руды, также заявил, что направил 1,1 млрд. долл. на разработку своих шахт. В этом году компания может добыть более 180 млн. т сырья, что на 75% превышает показатель прошлого года.



Однако это вряд ли способно удовлетворить колоссальный спрос. Этот тезис подтверждают слова управляющего директора австралийского экспортера железорудного сырья Portman Бэрри Элдриджа: «почти каждый день мы получаем заказы на железную руду, которые мы не можем выполнить при сегодняшней производственной мощности».



По оценкам AME Mineral Economics, к 2009 г. мировое потребление руды превысит 1,6 млрд. т, в то время как в 2003 г. оно составляло 665 млн. т. При этом наиболее стремительный рост спроса будет происходить в Китае, Южной Корее и Тайване.



Напомним, что на протяжении многих лет основными поставщиками железорудного сырья на мировой рынок являются Бразилия и Австралия, чей годовой уровень производства составляет соответственно 190 млн. т и 150 млн. т.



В начале нового тысячелетия на мировом рынке руды сложился некий дисбаланс: рост потребления происходил на фоне почти неизменного уровня производства. Прежде всего, рост спроса связан с наращиванием мощностей черной металлургии в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, которые практически не имеют качественного железорудного сырья. По прогнозам экспертов международного института чугуна и стали (IISI), к 2005 г. производство стали в Азии (включая Японию) увеличится на 60 млн. т, при этом треть этого объема (20 млн. т) за счет роста выплавки в Китае.



Что касается мировых цен на железорудное сырье, то здесь необходимо отметить их переговорный характер. Руда не является биржевым товаром, поэтому ее стоимость устанавливается в процессе ежегодных переговоров между производителями и основными потребителями. Уже в ноябре этого года начнется первый раунд переговоров о формировании цен.



Еще одним фактором, влияющим на мировые рудные котировки, является рынок морского фрахта. Крупнейшие производители и потребители географически весьма удалены друг от друга. Поэтому значительной составляющей стоимости железной руды являются транспортные расходы. Учитывая, что около 90% экспортируемого сырья в мире перевозится морским транспортом, существенное влияние на стоимость оказывает рынок фрахта сухогрузов.



В ближайшее время ожидается, что фрахтовый рынок еще более подорожает. Это на руку украинским производителям, поскольку поставки руды в основной экспортный регион – страны Восточной Европы идут железнодорожным транспортом.



В Украине



Украина успешно конкурирует с мировыми лидерами, по поставкам в центрально-восточноевропейские страны, не имеющих морских портов, – Венгрию, Чехию, Словакию и Австрию. Это связано со значительными затратами крупнейших операторов рынка на транспортировку руды от морских портов через третьи страны. В то же время на рынках Польши и Румынии, имеющим свои порты, украинским производителям уже приходится испытывать сильную конкуренцию.


С точки зрения макроэкономики отрицательной тенденцией для отечественных ГОКов является ежегодное увеличение импорта железорудного сырья из России. Так, за восемь месяцев 2004 г. РФ экспортировала в Украину 2,44 млн. т товарной железной руды (в том числе концентрата – 1,16 млн. т).



И все же, несмотря на очевидный дефицит железорудного сырья на внутреннем рынке, некоторые ГОКи большую часть своей продукции реализуют на внешнем рынке. Отметим, что в январе-сентябре экспорт хоть и сократился на 7,8%, или на 1 153,67 тыс. т по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. и составил 13 638,82 тыс. т, но валютная выручка выросла на 413 млн. долл.



С одной стороны, экспорт гарантирует комбинатам стабильную валютную выручку, но, с другой, – делает их зависимыми от конъюнктуры на мировом рынке, а она не всегда для нас складывается положительно. Так, по мнению Юрия Сохи, директора по маркетингу «Запорожстали», «украинская металлургия остается ориентированной на экспорт. Отечественный ГМК зависим от мирового рынка. Есть спрос на металл в мире – наш ГМК на подъеме, спрос падает – уменьшаются и наши доходы. Конечно же, мы должны стремиться к увеличению доли потребления в Украине и уменьшению зависимости от внешнего рынка, но мировая конъюнктура диктует нам свои правила игры, и их игнорировать нельзя».


Кроме внешней конкуренции, необходимо отметить, что существует также ряд внутренних причин, по которым ГОКи предпочитают работать на внешних рынках.


Первой из них является низкая платежеспособная дисциплина внутренних потребителей. Следующий фактор – снижение объемов вскрышных работ. Отсутствие свободных денежных ресурсов приводит к снижению подготовительных взрывных работ, что сокращает потенциальный объем добычи.


Также отсутствие платежной дисциплины на этот раз у самих предприятий отрасли приводит к снижению объемов поставок электроэнергии и соответственно остановке производства. Другой актуальной проблемой для железорудного хозяйства являются железнодорожные перевозки.



После колоссального взлета цен на мировых рынках сырье стало вывозиться за рубеж в огромных количествах. Это обеспокоило украинских чиновников, поскольку экспорт сырья поставил под угрозу обеспечение внутреннего рынка. «Возникла экстремальная ситуация, и государство должно взять на себя повышенные регуляторные функции», – сказал журналистам министр промполитики Александр Неустроев.



Так, еще 3 июня 2004 г. официально вступило в силу постановление Кабмина, согласно которому подлежат лицензированию экспортные поставки железной руды и железорудного концентрата. Хотя ранее заместитель министра промышленной политики Анатолий Федяев отмечал, что в Украине этой продукции производится на 12-14 млн. т больше от внутренних потребностей, и в экспортных ограничениях нет нужды.



Напомним, что ранее металлурги и Кабмин пытались «заморозить» внутренние цены на сырье на уровне декабря 2003 г. Сейчас основные средства ГОКов направляются на поддержание объемов производства, а повышению конкурентоспособности (качеству) продукции уделяется мало внимания. Теперь с благоприятной конъюнктурой ситуация может измениться.



Кроме того, еще одним фактором, сдерживающим развитие отрасли, является несогласованность действий отечественных финансово-промышленных групп. В частности, компании, контролирующие добычу сырья, часто отказываются поставлять его на заводы конкурентов, продавая сырье за рубеж.



«Известно, что многие горно-обогатительные комбинаты принадлежат группе «Приват», а металлургические заводы, перерабатывающие железорудное сырье, – другим корпорациям, часть которых просто не знает, чем «кормить» свои производственные мощности», – сообщил заместитель министра промполитики Сергей Твердунов.



Он подчеркнул, что ГОКи, подконтрольные группе «Приват», недостаточно обеспечивают отечественные меткомбинаты железной рудой, которая сейчас эшелонами уходит на экспорт. Главный менеджер харьковской филии «Привата» Анатолий Батура объясняет это следующим: «Сегодня перед нами остро встала проблема обновления основных фондов на подконтрольных ГОКах. Однако мы не можем осуществлять модернизацию при нынешних внутренних ценах на железорудную продукцию, которые, как известно, занижены до уровня декабря 2003 г. В то же время меткомбинаты легко продают свою сталь по мировым ценам и получают огромные прибыли. Таким образом, мы решили продавать свое сырье за рубеж, чтобы скопить деньги на приобретение перерабатывающего завода в Украине».



Действительно, за последние годы износ мощностей украинских ГОКов принял угрожающие размеры. Сегодняшние финансовые потребности отрасли в проведении модернизации и реконструкции действующих производственных мощностей оцениваются не менее чем в 3 млрд. грн.


И, тем не менее, по мнению министра промполитики А.Неустроева, «в результате приватизации горнорудного комплекса должны быть выстроены четкие горизонтальные производственные связи. Собственники будут то ли договариваться между собой, то ли перераспределять между собой доли собственности, которые позволят выстраивать эффективные горизонтали. Не должно быть ситуации, когда один «сидит» на производстве проката, другой — на добыче железорудного сырья, третий — на производстве кокса, и друг другу ничего не дают. А в итоге страдают все».



Сегодня мировая конъюнктура благоприятствует росту отечественного ГМК. Но когда наступит предрекаемый многими экспертами кризис перепроизводства стали, украинская металлургия первой ощутит его последствия. Прогноз на будущее для отечественных горно-добывающих комбинатов также не оптимистичный. В частности, вызывают опасение медленные темпы модернизации производственных мощностей, низкое качество руды; усугубляет ситуацию и истощение наилучших пластов руды, а также отсутствие широкомасштабных вскрышных работ по разработке новых запасов. В связи с этим, а также высокой конкуренцией со стороны мировых лидеров, Украину могут потеснить на мировом рынке железорудного сырья.