Конфликт вокруг Черноморского судостроительного завода перешел в силовую фазу. У инициаторов смены собственников нет времени на разбирательства в судебных инстанциях. Поэтому они, стремясь до парламентских выборов установить контроль над заводом, спешно захватывают одно за другим предприятия, входящие в холдинг. При этом вывозятся документы (часть из которых относятся к государственной тайне), компьютеры с информацией – т.е. делается все, чтобы усложнить возращение инвесторов, которые пытаются решить вопрос путем судебных разбирательств.
Силовой захват предприятий холдинга начался 3 августа 2007 г. с момента появления на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) его экс-директора Александра Сагайдакова. Заявив о восстановлении его в должности директора одним из районных судов Херсона, А.Сагайдаков дал формальное основание для вторжения своего окружения на предприятие. Воспользовавшись замешательством специалистов завода, для которых данное решение суда оказалось неожиданностью, новый-старый директор при помощи 60 вооруженных людей установил физический контроль над администрацией. Первым делом новое руководство уволило протестующих и требующих объяснения сотрудников, а также завладело печатями, документами предприятия.
Но ЧСЗ дело не ограничилось. Теперь, не имея решений судебных инстанций, силовые структуры под руководством А.Сагайдакова осуществляют стремительный захват предприятий холдинга, ломая сопротивление охраны. Уже установлен контроль над компаниями «Меридиан», «Наваль», «Черноморские верфи», которые, хотя и входят в холдинг, являются отдельными юридическими структурами, не подконтрольными лицу, вновь восстановленному в кресле директора администрации ЧСЗ.
То, что это происходит без юридического обоснования и легитимизации через суды, вызвано уверенностью в полной безнаказанности. Чиновники и бизнесмены, стоящие за экс-директором уже даже не считают необходимым «обеспечивать» судебные решения для создания хотя бы видимости «законности» вторжения на предприятия. Сейчас, конечно, не 1990-е гг., и такие действия явно невозможны без поддержки в высоких столичных кабинетах. Следы ведут как минимум в Министерство внутренних дел и Совет национальной обороны и безопасности.
Показательной в плане уверенности в безнаказанности за свои действия стала ситуация с захватом ЗАО «Николаевский машиностроительный завод» (НМЗ). В ночь с 7 на 8 августа вооруженные люди в форме подразделения «Беркут», взломав входную дверь, ворвались в помещение предприятия. Вооруженные люди сразу же изолировали руководителя охраны предприятия, закрыв его в одном из кабинетов. А на 19 остальных сотрудников охранной фирмы «Ястреб», по договору осуществляющей охрану НМЗ, ворвавшиеся на ЗАО силовики одели наручники. После того, как сторонники А.Сагайдакова установили полный контроль над предприятием, девятнадцать сотрудников охраны тогда же ночью погрузили в автобус, вывезли подальше от НМЗ и оставили в лесополосе.
По словам главы пресс-службы ЧСЗ Ирины Акуловой, по данным фактам директор ЗАО «Николаевский машиностроительный завод» Виктор Конаков уже официально обратился в николаевскую милицию, прокуратуру, к представителям СБУ. Заявления в местные правоохранительные органы также написали все сотрудники охранной фирмы, задержанные и вывезенные силой с территории НМЗ. Последние, в частности, требуют от милиции правовой оценки событий. Участники инцидента отмечают, что, несмотря на факт их принудительного задержания сотрудниками силовых структур, они не были доставлены в органы милиции, где, согласно требованиям закона, должны были состояться юридическое оформление, фиксация временного ограничения их свободы. Кроме того, задержанным не была оглашена причина действий милиции в отношении них.
Для исполнителей захвата соблюдение всех норм закона в отношении задержанных оказались, похоже, необязательными или излишне обременительными. Тем более, что для достижения задач установления контроля над предприятием достаточно было временно устранить охрану в территории ЗАО. Пока сотрудники охранной фирмы «ориентировались на местности» и возвращались в город, инициаторы захвата предприятия уже сделали все необходимое для того, чтобы усложнить дальнейшее возвращение собственников на НМЗ. В спешном порядке проникшие на предприятие люди взламывали кабинеты, изымали документы, печати, носители информации из компьютеров.
К слову, по стилю и дерзости захват предприятий ЧСЗ напоминает аналогичные действия на днепропетровском рынке «Озерка» и Никопольском заводе ферросплавов. Все говорит о том, что некоторые из организаторов данных операций теперь активно используют свой опыт в Николаеве. Только здесь достичь целей поставленных новыми заказчиками намного проще: в отличие от Днепропетровской области, николаевские правоохранительные органы полностью подконтрольны – в результате, одни бездействуют (прокуратура и СБУ), а другие (МВД, точнее местный «Беркут») напротив активно, но противоправно действуют.
Странным образом, не видят особых проблем в Николаеве и в столичных кабинетах этих ведомств, где так любят говорить о необходимости борьбы с рейдерством и коррупцией. Может стоить наконец-то перейти от слов к действиям и начать с собственных структур? Или же рыба гниет с головы?