Консолидироваться или умереть

Share

26 октября 2004 г. влиятельное британское издание «The Independent» сообщило о том, что начата практическая фаза создания транснационального металлургического гиганта-концерна, общая производительность которого составит 48 млн. т стали в год. По оценкам большинства экспертов, консолидация в сталелитейном бизнесе позволит западным производителям эффективнее бороться с дешевой китайской продукцией на мировых рынках. Кроме того, это слияние также является попыткой подготовиться к следующему циклу конъюнктуры мирового рынка – периоду низких цен, который может наступить по некоторым прогнозам уже в 2006 г.



Комплексная сделка по созданию крупного сталепроизводителя предполагает ряд операций. Во-первых, произойдет поглощение LNM Holdings, 100% которой контролирует Лакшми Миттал, другой компанией – Ispat International, также принадлежащей британскому бизнесмену (77%). Сумма сделки оценена в 13,3 млрд. долл. На втором этапе, к новосозданной структуре за 4,5 млрд. долл. будет присоединен лидер североамериканского рынка, американская компания International Steel Group (ISG), в результате чего появится новый монстр – Mittal Steel Company.



Отметим, что скупка акций ISG завершится не ранее, чем через год. Акционеры американской компании получат по 42 дол. за акцию: 21 дол. деньгами и еще 21 – акциями Mittal Steel. В результате сделки доля акционеров ISG в Mittal Steel составит примерно 7-8,6%. Председателем совета директоров и генеральным директором Mittal Steel станет, конечно же, Лакшми Миттал. А основатель и председатель совета директоров ISG Уилбур Росс получит место в совете директоров.



Напомним, что перед осуществлением сделки «Ispat – LNM», Миттал, проживающий в Лондоне, выплатил себе два млрд. долл. дивидендов от LNM. Заметим, что Ispat заплатил за LNM за 13,3 млрд. долл., оплатив значительную долю своими акциями, что, по оценкам экспертов, весьма превышает ранее выставленную стоимость. Поскольку компания была зарегистрирована в оффшорном рае – на Голландских Антиллах, независимым экспертам было оценить трудно ее реальную стоимость.



После известия о крупном слиянии в мировой сталелитейной индустрии акции производителей стали заметно выросли. Ценные бумаги ISG выросли в понедельник на 5,57 долл. – до 35,25 долл., или на 18,8%. Подскочили акции и других американских производителей стали. Акции U.S. Steel выросли на 6,7%, акции Steel Dynamics – на 5,67%, акции Nucor – на 3,8%. Планируется, что акции Mittal Steel будут обращаться на Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE и на европейской бирже Euronext в Амстердаме.



В 2004 г. LNM планирует произвести 26 млн. т стального проката при объёме продаж 14,5 млрд. долл. У Ispat в прошлом году производственный показатель составил 15,2 млн. т, а уровень выручки 5,4 млн. долл. ISG за прошедший год произвела 11,2 млн. т стального проката, что дало ей доход более 4 млрд. долл.



Доля семьи Миттал в новой компании будет составлять около 88%. Как отметил миллиардер: «В последние годы стальная промышленность характеризовалась, в основном, региональной консолидацией. Это является важнейшим шагом на пути к глобализации индустрии». Стоимость такой доли составляет 18,5 млрд. долл., что совместно с двумя млрд. долл. дивидендов и 700 млн. долл. инвестиций, осуществляемых через частную компанию LNM Capital, доводит состояние Л.Миттала до 12 млрд. долл. При этом Роман Абрамович со своими 7,5 млрд. долл. остается далеко позади.



Напомним, что ранее Л.Миттал уже делал заявления о том, что западная сталелитейная промышленность должна «консолидироваться или умереть». При этом акцентировал особое внимание на дешевую продукцию из Китая. Уилбур Росс, генеральный директор ISG, отметил, что «эта сделка коренным образом изменит мировую карту сталелитья. Благодаря слиянию появится крупнейший производитель с низкими операционными издержками. Это, скорее всего, повлечет за собой дальнейшие преобразования в отрасли».



У новой компании будет годовой доход на уровне 31,5 млрд. долл., доход от операций в 7 млрд. долл. и 165 тыс. человек рабочей силы. Чистая задолженность составит 3,2 млрд. долл., а поставки стали от Mittal Steel вырастут до 57 млн. т в год, а доля на мировом рынке составит 6%.



Но важно также заметить, что Mittal Steel сразу же обгонит люксембургский Arcelor, который сам является результатом слияния французской компании Usinor, люксембуржской Arbed и испанской Aceralia, и станет мировым лидером в производстве стали.



При реальной загруженности всех мощностей компании, имеющей собственные заводы в 14 странах, производство может составить 70 млн. т. Уникально, но компании будет нести низкие операционные расходы при таком уровне производства. Питер Картрайт, аналитик Williams de Broe, сказал, что, если уже консолидация активов началась, другие операторы рынка «в долгу» не останутся. Они вряд ли захотят остаться игроками средней руки. Например, концерн Corus. Это хоть и крупная структура, но на мировом рынке погоды не делает».



Укрупнение игроков и расширение географии присутствия производителей позволяет таким концернам быть ближе к клиентам, а также не иметь проблем с технологической цепочкой «сырье – продукция». В случае с Mittal Steel, ей «достанется в наследство» от LNM мощности по добыче железной руды и производству кокса. А тут уже идет речь о мировой вертикально интегрированной компании.



Несмотря на появление нового гиганта, игроки рынка считают, что это не приведет к его монополизации и не повлияет на финансовое самочувствие других производителей. Представители Arcelor уже сообщили, что приветствуют эту сделку.



Аналитики считают, что сужение пула производителей стали поможет осуществлять эффективное ценообразование и влиять на мировые процессы на рынке стали. Концентрация производства в руках нескольких производителей поможет избежать кризиса, который, по оценкам некоторых экспертов, может наступить уже в 2006 году, вследствие цикличного развития экономики.



Общеизвестно, что крупной компании, имеющей значительную долю рынка будет проще привлекать финансирование, оптимально распределять денежные и товарные потоки, что позволит с меньшими потерями пережить период спада.



И, тем не менее, Л.Миттал, по всей видимости, останется недовольным итогами слияния. По его словам, на рынке, вскоре, останется две или три доминирующие сталелитейные компании, каждая из которых будет производить 80-90 млн. т стали в год.