На мировом рынке цветных металлов первую важную победу одержали потребители. С 7 июня руководство Лондонской биржи металлов все-таки изменило правила торгов никелем, тем самым, ограничив действия спекулянтов и инвестфондов.
Новые правила ограничивают возможность нескольких доминирующих игроков контролировать рынок и будут способствовать предотвращению искусственного завышения цен на металл. После 7 июня никель потерял статус лидера, пузырь лопнул, и в течение месяца цены на металл спустились со ставших уже привычными значений в диапазоне $48000-50000 до $37 500/т. Но на рынке уже есть огромная масса денежных средств, предназначенных для вложения в металлы. Раз никель потерял привлекательность, нужно найти нового фаворита. Инвесторы выбрали свинец, который тут же утратил репутацию «скучного» металла и стал, по выражению трейдеров, «новым никелем».
На фоне ряда объективных причин рынок столкнулся с проблемами с поставками свинца, что тут же было использовано спекулянтами, и цены на металл взлетели до рекордных значений – $2715/т (по трехмесячным контрактам). С начала года котировки свинца выросли более чем на 55%. Кроме «аккумуляторного» металла, в лидеры пытается прорваться олово, стоимость которого в июне достигала $14450/т.
После проблем с поставками индонезийского олова в начале года ситуация с отгрузками и объемами запасов металла нормализовалась, никаких оснований для роста цен уже нет, но олово не дешевеет. Участники рынка уверены, что нынешний ценовой уровень поддерживается деятельностью инвестфондов, а не реальной рыночной картиной. А что бывает с искусственно завышенными ценами, потребители уже увидели на примере никеля.
Продолжат ли спекулянты вкладываться в цветные металлы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В британской брокерской фирме Sucden считают, что фонды не уйдут с рынка, а наоборот увеличат вложения в металлы. Эксперты брокерской компании Thomson Financial констатируют рост привлекательности ценных бумаг и ухудшение конъюнктуры рынка сырьевых товаров, включая цветные металлы. Ранее спекуляции на рынке металлов приносили существенный доход, теперь же картина может измениться, и инвесторы выведут деньги в другие сектора.
Слияния-поглощения
В июне продолжились консолидационные процессы в отрасли. 28 числа акционеры канадской LionOre все-таки отдали предпочтение «Норникелю» перед швейцарской Xstrata. Россияне получат 90% акций за $6,3 млрд. для выкупа оставшиехся 10% «Норникель» продлил оферту еще на 10 дней.
Напомним, что в мае один из совладельцев «Норникеля» Михаил Прохоров выступил против покупки LionOre. По его мнению, что сделка будет иметь высокий синергетический эффект, но выбрано очень неудачное время для покупки. М.Прохоров утверждал, что нерационально и крайне рискованно покупать компанию в момент, когда цены на выпускаемый ею металл находятся на запредельной цене. Он предупредил, что ценовая конъюнктура на рынке никеля в любой момент может измениться, и тогда все предварительные расчеты окажутся неверными и сделка не принесет ожидаемого результата, сроки возврата инвестиций явно затянутся. Как видно, он оказался прав – никель уже начал сдавать позиции.
Заслуживает внимания сделка на рынке меди. Крупнейший европейский производитель красного металла германская компания Norddeutsche Affinerie AG дала согласие на приобретение бельгийской Cumerio NV за ?777 млн. ($1,05 млрд.) наличными. Объединенная компания к 2010 г. будет выпускать до 1 млн. т рафинированной меди в год, медеплавильные мощности компании находятся в различных странах Европы – Бельгия, Болгария, Италия, Швейцария, Германия. Эксперты оценивают объединение как крайне удачное для обеих компаний и в целом для укрепления бизнеса в европейском регионе, и создания базы для дальнейшей экспансии в развивающиеся регионы.
Неопределенной остается ситуация с дальнейшей судьбой канадского производителя алюминия Alcan. Несмотря на обилие рыночных слухов, официальное предложение на покупку актива было получено только от Alcoa, которой, впрочем, отказали. Теперь американцы зарегистрировали свое предложение в Федеральной торговой комиссии США, что даст Alcoa право продолжить процесс приобретения, только характер сделки перейдет в разряд враждебных поглощений. На роль «белого рыцаря» могут претендовать Rio Tinto, BHP Billiton, CVRD, ОК «РусАл», Anglo America, Xstrata, пара индийских компаний. По состоянию на конец июня ни одна из упомянутых структур не предприняла реальных шагов по возможному дружественному слиянию с Alcan.
А потребители вместе с аналитиками начинают находить множество минусов в процессе консолидации. Эксперты Sociеtе Gеnеrale отмечают олигополистический характер рынка цветмета. По их мнению, консолидация – это просто удобное слово для оправдания ценового диктата олигополий, для чего собственно они и создаются. Сложно влиять на рынок, где господствуют пять- шесть компаний. Sociеtе Gеnеrale прогнозирует резкое изменение отношений к олигополиям и усиление роли антимонопольных структур.