Мировой цветмет: консолидация взамен конкуренции (Часть 2)

Share

Высокие спекулятивные цены на никель могут скоро начать снижение. Чтобы этого не допустить, производители металла скупают компании-конкурентов. Кроме того, консолидация в мировом цветмете может начатся на уровне диверсифицированных компаний.



В первой части читайте о слияниях в алюминиевой промышленности



Никелевый треугольник


В ближайшее время Канада может потерять еще одного своего крупного производителя и опять-таки производителя никеля. На фоне резкого роста цен и дефицита металла развернулась борьба за право купить LionOre Mining International, владеющего активами в Австралии, Южной Африке и Ботсване. По мнению экспертов, после серии прошлогодних слияний и поглощений в секторе, LionOre, десятый по величине производитель никеля в мире, остался одной из немногих недорогих структур, доступных для покупки.



Более того, до последних событий стоимость LionOre была явно заниженной. Зато сейчас у компании появился шанс значительно поднять свою цену и, похоже, она им воспользуется. Предложения на покупку LionOre сделали лидеры мирового масштаба – швейцарская Xstrata и российский «Норникель». При чем, совет директоров LionOre очень оперативно изменяет свои рекомендации акционерам.



Так как объединение с обоими претендентами будет выгодно канадской компании, то ее руководство, вероятнее всего, будет выбирать по справедливости – кто больше предложит. «Норникель» и Xstrata – не новички на рынке поглощений. Обе компании уже расширили свое присутствие на рынке за счет приобретения OM Group и Falconbridge соответственно. LionOre попала в поле зрения руководства Норникеля в прошлом году, как раз благодаря покупке американской OM Group, куда канадский производитель поставляет никелевый концентрат.



Xstrata давно уже снискала известность своей агрессивностью и готовностью добиться своей цели. О своем намерении приобрести LionOre «с целью географической диверсификации бизнеса» швейцарцы объявили в конце марта, предложив сумму в 4,6 млрд. канадских долларов. Затем в борьбу вступили россияне. Официальное предложение было сделано 3 мая, Норникель предложил 4,77 млрд. канадских долларов и стал ненадолго фаворитом руководства LionOre.



Не привыкшая уступать и не испытывающая финансовых проблем Xstrata повысила свое предложение до 5,6 млрд. Уже к моменту подачи первого предложения швейцарцы успели заручиться необходимыми разрешениями антимонопольных регуляторов Австралии, Канады и ЕС, что давало ей преимущества перед россиянами. Совет директоров LionOre тут же отдал предпочтение Xstrata. При этом стороны договорились о беспрецедентно высоком размере компенсации, которую получит Xstrata в случае срыва сделки, – 4,9% от суммы предложения, то есть свыше 300 млн. канадских долларов.



Стороны процесса ждали реакции «Норникеля». Сейчас рынок перегрет, цены заоблачные, перспективных целей для возможных поглощений в мире крайне мало, покупка канадской компании даст россиянам возможность контролировать 22% мирового рынка и расширить географию своего присутствия. Ко всему еще «Норникель» успел получить необходимые разрешения, требуемые антимонопольным законодательством Канады, и продолжает согласовывать покупку с регулирующими органами других стран.



Все эти факторы подтверждали серьезность намерений россиян. 23 мая «Норникель» делает обновленную оферту, предлагая за LionOre 6,8 млрд канадских долларов. Это на 10% выше последней заявки Xstrata. Решение российской компании свидетельствует о стратегической ценности канадского актива и обострении борьбы. Что характерно, единственный из совета директоров компании, кто проголосовал против повышения цены, стал один из основных совладельцев Михаил Прохоров.



Xstrata способна пойти на увеличение своего предложения, срок действия предложения «Норникеля» истекает 18 июня. Естественно, что на фоне развернувшегося состязания, акции LionOre резко подорожали. Эксперты предполагают, что в дуэль могут вмешаться и другие крупные игроки рынка, имеющие никелевый бизнес. Конкретных заявлений еще не было, но намеки на интерес CVRD уже звучали.



Виртуальная атака


Последний аналитический отчет Citigroup вызвал волну слухов, домыслов и обсуждений и привел к росту цен акций основных фигурантов прогнозов, что невольно закрадываются мысли о спланированной акции. В деле возможного объединения Rio Tinto и BHP Billiton нет ни одного факта. Не было ни одного официального предложения, ни одной документально зафиксированной встречи сторон. Но вот уже почти месяц не стихают разговоры о том, кто кого будет поглощать и какая сделка выгоднее.



Наверное, после такой информационной атаки и железных аргументов, даже при первоначальном отсутствии намерений сливаться, они должны возникнуть. Согласно выкладкам аналитиков, придумавших повод и обсудивших его, в качестве следующих «жертв» могут оказаться и Rio Tinto, BHP Billiton. Как это ни удивительно, поглотителями также могут быть они.



Таким образом, внимание мировой металлургической общественности и международных инвесторов приковано именно к этим двум компаниям. После первого упоминания о возможности сделки акции обеих компаний резко выросли. По мере затихания слухов и отказа основных фигурантов их комментировать, котировоки также постепенно снизились. По словам бывшего руководителя BHP Брайана Гилбертсона, планы дружеского слияния возникли еще в 2002 г., но успеха не имели.



Rio Tinto, владеющая крупными железорудными месторождениями и имеющая интересы в добыче цветных металлов, действительно становится одной из самых привлекательных мишеней для поглощения. При чем в качестве «поглотителей» может выступать не только BHP Billiton, но и другие компании аналогичного масштаба и направления – Anglo American, например, CVRD или Xstrata. Все они способны предложить за активы Rio спрогнозированную экспертами сумму в $100 млн.



Но все же наиболее реальным и оптимальным называют союз Rio Tinto-BHP. Если компании надумают объединить свои активы, то сделка будет взаимовыгодной: возникшая структура станет крупнейшим в мире производителем железной руды и меди, превысив показатели нынешних лидеров названных секторов CVRD и Codelco соответственно. Объем выпуска железной руды в объединенной компании мог бы достичь 279 млн. т, а меди – 1,99 млн. т против 279 млн. т у CVRD и 1,79 млн. т у чилийской Codelco.



Конечно, столь мощное слияние может оказаться под угрозой из-за проблем с антимонопольными органами, но получению разрешения может способствовать тот факт, что основные активы обеих групп сосредоточены в Австралии и их деятельность будет контролироваться национальными законами. Эксперты высказывают различные предположения о том, что участники сделки могут выделить какие-то общие направления бизнеса и объединить в одну компанию только их, чтобы не нарушать антимонопольных законов.



Слияние с Rio Tinto должно обезопасить BHP Billiton от посягательств других претендентов. Помимо предположений о том, что Rio Tinto и BHP (или вместе, или по отдельности) «перейдут дорогу» Alcoa и купят Alcan, звучат более тревожные идеи. Речь идет о международных инвестфондах и группах, работающих на сырьевом рынке и аккумулировавших очень значительные средства. Именно консорциум финансовых групп может выступить в роли покупателя BHP, приносящей свыше 30% прибыли в год, а затем разделить ее на части и перепродать профильным инвесторам. Вот этого, скорее всего, и опасается англо-австралийский горнодобывающий гигант. В интересах BHP Billiton как можно быстрее атаковать самой, чтобы защититься от нападения.