В процессе давно назревшей необходимости ликвидации всевозможных коррупционных схем в среде государственных служащих было принято смелое решение замахнуться на «святая святых» чиновников – государственные закупки. Для этого в прошлом году в Украине был создан Союз общественных организаций «Тендерная палата», которому поручено контролировать законность проведения тендеров по госзакупкам и, в результате, сделать их прозрачными для граждан-налогоплательщиков.
Не секрет, что справедливые тендеры на государственные закупки не проводились в Украине никогда. Каждое министерство и ведомство самостоятельно решало, что, где и у кого покупать. Естественно, махинации были на каждом шагу. Причиной недавних изменений стали постоянные скандалы, связанные с государственными закупками. Согласно отчету Счетной палаты, только в 2005 году чиновниками были израсходованы с нарушениями почти 4 миллиарда гривен, что составляет 5% ВВП. Все помнят, например, скандальную закупку очков для пенсионеров, которую проводило Министерство труда и социальной политики. Подобные процессы происходили сплошь и рядом – тендеры выигрывали «нужные люди», а общественность была полностью устранена от процесса. В попустительстве этому нарушению обвиняли Минэкономики, которое, по данным Счетной палаты, не изучало реальных потребностей предприятий и не отслеживало результаты использования государственных средств. Ситуация должна была измениться – появилась надежда на создание и реализацию простой и прозрачной системы государственной системы закупок с участием Тендерной Палаты. Сразу же скажем, пока нет оснований утверждать, что возложенные на Тендерную Палату надежды оправдываются.
Изменения к закону «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» вступили в силу 17 марта 2006 года. Создание Тендерной Палаты было вызвано, в том числе неспособностью государственной системы контролировать ситуацию. Это выражалось в завышенной стоимости товаров, приобретаемых госслужбами, в некачественных продуктах, которые предоставлялись незащищенным слоям населения в качестве помощи. Даже Министерство здравоохранения, закупая диагностическую аппаратуру, вместо нормальной современной техники, покупало дешевые китайские изделия, не способные нормально работать. Естественно, при этом не исключались взятки.
Однако, пока учреждение этого органа ничего позитивного не принесла. Как выигрывали тендеры «нужные» компании, так и продолжается это позорная практика. А Тендерная Палата больше раздувает щеки и лишь делает вид, что работает. Продемонстрируем это на примере, связанном с жизнью и безопасностью людей. Монополист на отечественном железнодорожном государственное предприятие «Укрзализниця» очень часто рекламирует железнодорожный транспорт как наиболее комфортный и безопасный вид транспорта. Компания солидная, многопрофильная, богатая. Локомотивы, вагоны, рельсы, башмаки… Номенклатура видов железнодорожной продукции составляет несколько тысяч единиц. Мягко говоря, не последнее место в нем занимают стрелочные переводы. Их на почти 50 тысячах километрах железнодорожных путей уложено около 22 тысяч единиц стрелок. Понятно, что они, как и многое другое, подвержены износу. В среднем за год необходимо менять порядка 5-7%. Емкость этого рынка в годовом исчислении составляет около 170 миллионов гривен. Есть за что бороться, не так ли?
Казалось бы, проблем с поставками стрелочной продукции в Украине быть не должно по определению. Действительно, в нашей стране два профильных предприятия – в Днепропетровске и в Керчи. Заводы разные. На сегодняшний день ОАО «Днепропетровский стрелочный завод» – крупнейший украинский производитель стрелочных переводов для железнодорожных магистралей Украины, ведущий производитель стрелочной продукции для подъездных путей промышленных предприятий и метрополитенов Украины. Практически полностью удовлетворяя внутренний рынок, ОАО «Днепропетровский стрелочный завод» в полном объеме удовлетворяет потребность «Укрзализници», экспортирует продукцию в Россию, Беларусь, прибалтийские государства, Казахстан, Узбекистан, Сирию, вытесняя при этом российских конкурентов, осваивая новые рынки. Точнее сказать, так было до этого года. Почему? Об этом ниже.
Относительно Керчи заметим, что в 2002 году акционеры ОАО «Керченский меткомбинат» передали самое ликвидное производство этого предприятия – магистральные стрелочные переводы для железных дорог – в ОАО «Керченский стрелочный завод». Кроме того, туда же были переданы устаревшее литейное и механокузнечное производства комбината. В нагрузку, так сказать.
По проверенной информации, за керченскими производителем стрелочной продукции стоят бизнесмены из Донецка, а при нынешней власти «донецкая прописка» приравнивается к пропуску в рай и карт-бланшу на любые действия. Именно рай и устраивает «Керченскому судостроительному заводу» представители «Укрзализници» и Тендерной Палаты Украины в текущем году. Соответственно, делается это в ущерб «Днепропетровскому стрелочному заводу», который как по параметрам качества, так и по параметрам цены с большим отрывом опережает керченцев. Своеобразная забота о Керченском заводе в исполнении некоторых государственных органов получается – в ущерб госбюджету, а, что самое важное, безопасности движения поездов, перевозящих пассажиров и грузы.
Понятно, что закупка стрелочной продукции должна производиться через процедуру тендера. Вот тут-то, что «Укрзализниця», что Тендерная Палата показали себя не с лучшей стороны. Тендер-то объявили. Но когда с его условиями ознакомились независимые эксперты, у них был лишь один вопрос – может быть, не стоило тратить время на выписывание его условий? Просто написали бы одно предложение – «победителем тендера может быть исключительно компания, которая называется ОАО «Керченский стрелочный завод»! Настолько откровенно дискриминационными по отношению к Днепропетровскому стрелочному были условия тендера. Днепропетровцы направили в «Укрзализницю» письмо, в котором предложили привести условия проведения тендера в соответствие с Законом Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства». Железнодорожный монополист проигнорировал это законное требование. Была надежда на Тендерную Палату. Ответ этой организации был витиеват, но смысл сводился к следующему – не будем вмешиваться. Спрашивается, зачем же тогда этот орган вообще существует? Может быть, его «курирование» видными депутатами от Партии Регионов считается разрешением на бездеятельность? А еще было бы интересно узнать мнение по этому вопросу заместителя генерального директора «Укрзализници» С.Сероштана и директора государственного предприятия материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта «Укрзализничпостач» О.Якимовского, под влиянием которых руководитель «Укрзализници» В.Козак решил безальтернативно отдать предпочтение керченскому предприятию.
«Днепропетровский стрелочный завод» обратился с иском в судебные органы. О чем, вероятно, сейчас сожалеет. За три дня проведения назначенного на конец января судебного заседания Тендерный комитет «Укрзализници» объявляет торги по отбору поставщика стрелочной продукции несостоявшимися. Именно этот иск и объявляется причиной отмены тендера. Победа справедливости? Отнюдь. Просто таким образом, руководство «Укрзализници» при участии Тендерной Палаты устранило от участия в тендере одного из производителей стрелочной продукции. Более того, именно в день признания торгов несостоявшимися, руководство «Укрзализници» принимает волюнтаристское и с точки зрения экономики нелогичное решение – закупить стрелочную продукцию у «Керченского стрелочного завода».
Правда, спешка принесла свои плоды – не соблюдена была прописанная в Законе «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» процедура закупки продукции у одного участника. Данная процедура предусматривает, что сначала Специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок при Счетной Палате должна дать позитивную резолюцию относительно возможности и целесообразности проведение закупок у одного участника тендера. «Укрзализница» подобной позитивной резолюции не получала. Но, не получала «Укрзализниця» разрешение на безальтернативные закупки и от Антимонопольного комитета Украины. Однако, главное – результат достигнут.
Прекрасный ход! «Нужная» компания победила. Контракт с «Креченским стрелочным заводом» подписан и вовсю выполняется. Правда есть две небольшие малоприятные вещи – пришлось переплатить деньги из государственного бюджета, так как у Керченского завода стрелки стоят существенно дороже, чем у их днепропетровских коллег. Да и качество продукции, произведенной «Керченским стрелочным заводом» весьма посредственное. Несопоставимое с днепропетровскими аналогами. Однако, ни руководство «Укрзализници», ни руководство Тендерной Палаты Украины это не волнует. В связи с этим хочется поинтересоваться – чьи интересы должны в первую очередь отставать государственные чиновники? Державы или приближенного к властной партии бизнеса? Задавать же вопрос о перспективах безопасности движения железнодорожного транспорта и вовсе бессмысленно.
В сложившейся ситуации сложно проникнуться уважением и к Министерству транспорта и связи. Там избрали самую простую позицию – проблему предпочитают не замечать в принципе. Возможно, это вызвано тем, что министр Н.Рудьковский фактически «отсечен» «регионалами» от принятия каких-либо решений и ему дают возможность проявить себя лишь в вопросах влияния на кадровое руководство морских портов. Хотя, может быть сам Рудьковский и рад сложившемуся положению вещей – нет повода бороться, вступать с кем-то влиятельным в конфликты. Ответственная позиция, ничего не скажешь. Безусловно, проще «зажигать» на Майдане, чем работать на благо государства. Ну, так у нас работа для ди-джеев найдется в любом из ночных клубов – вовсе не обязательно для этого быть членом правительства.
При этом отсутствие заказов на приобретение стрелочной продукции у «Днепропетровского стерелочного завода» уже привело к существенному снижению объемов производства на этом заводе, вследствие чего снизился объем бюджетных платежей завода. Неровен час, страна может потерять современный завод, продукция которого конкурентоспособна во всех странах СНГ и не только. Что ж, снова зададимся вопросом – выгодно ли лоббирование интересов «Керченского стрелочного завода» госчиновниками из «Укрзализници» и Тендерной Палаты государству и его гражданам?