Автопром: Дерипаска подвинет Васадзе?

Share

«Русские машины» Олега Дерипаски могут потеснить крупнейшего отечественного автопроизводителя «Укравто» не только в Центрально-Восточной Европе, но и в Украине. Возможная покупка румынского завода Daewoo Automobile Romania и объединение с «Автовазом» превратит «Русские машины» в главного конкурента украинской корпорации в низшем ценовом сегменте.



«Укравто» начинает сбавлять динамику своего развития. Рекордные количественные показатели, демонстрируемые в последнее время, весьма слабо коррелируют с качественными изменениями в производстве и маркетинге. Ставка на массовый выпуск дешевых авто и сборку иномарок высшего ценового диапазона позволила Тариэлу Васадзе за непродолжительный период накопить существенный объем финансовых ресурсов. Этого хватило, чтобы приобрести сборочный завод в Польше, а также начать строительство еще одного в России.



Однако, активность корпорации нивелируется еще более агрессивной деятельностью конкурентов. В ближайшем будущем ее главным противником может стать подконтрольное Олегу Дерипаске объединение «Русские машины», которое управляет машиностроительными активами холдинга «Базовый элемент». В апреле 2006 г. входящая в «Русские машины» группа ГАЗ купила у DaimlerChrysler завод по выпуску легковых автомобилей Chrysler Sebring и Dodge Stratus, в августе того же года поглотила еще и британского LDV, производителя коммерческих машин. Теперь же О.Дерипаска намерен приобрести автозавод Daewoo Automobile Romania (DAR).



Напомним, что DAR (Крайова, Румыния) выпускает легковые Daewoo Cielo, Matiz, Nubira и Tacuma (проектная мощность – 120 тыс. машин в год), бензиновые двигатели объемом 1,5-1,6 л (380 тыс./год) и коробки передач (260 тыс.). Долгое время завод был интегрирован в корейскую автомобилестроительную корпорацию Daewoo, однако после ее банкротства был выкуплен властями. Сейчас 72,4% акций предприятия принадлежит румынскому правительству, еще 22,06% – инвесткомпании SIF Oltenia.



Оказавшись вне единого производственного цикла, сейчас DAR находится в стадии стагнации, поэтому румынские власти хотят найти для него стратегического инвестора. При этом, стоимость компании они оценивают в ?110-120 млн. плюс пакет социальных гарантий работникам.



Изначально, на это предприятие претендовал также Т.Васадзе, однако в последний момент «Укравто» отказалось от участия в конкурсе. По словам представителей корпорации, это решение было вызвано тем, что правительство Румынии выдвинуло невыполнимые для украинцев требованиям. Напомним, что по условиям конкурса покупатель должен владеть мощностями по производству не менее 1 млн. машин в год. У ЗАЗа и FSO, основных предприятий «Укравто», совокупная проектная мощность не превышает 500 тыс. единиц.



DAR представлял стратегический интерес для Васадзе. Дело в том, что «Укравто» пытается консолидировать активы Daewoo в Центральной и Восточной Европе, которые были интегрированы в единый производственный цикл. Украинская корпорация испытывает острый дефицит в двигателях, ведущим звеном производства которых в рамках Daewoo было румынское предприятие. Некоторые эксперты предполагают, что на приватизационном конкурсе в интересах отечественного капитала может действовать General Motors. Сейчас американская компания находится в трудном финансовом положении, поэтому дополнительные расходы, связанные с покупкой завода и обслуживанием соцпакета, вряд ли будут рациональным шагом. Но в то же время, у нее давно налажено тесное партнерство с украинцами.



А вот зачем румынский завод потребовался О.Дерипаске, недоумевают даже российские эксперты. Группа ГАЗ всегда отдавала приоритет в развитии производства коммерческой технике и дизельных двигателей малого объема. Нынешняя заявка не укладывается в эту стратегию. Вызывает также интерес тот факт, что Дерипаска пошел на конкурс компанией, которая заранее не соответствует требованиям. Ни ГАЗ, ни даже все «Русские машины» не обладают мощностью по производству 1 млн. авто в год. Однако, представители российского холдинга, в отличие от украинцев, намерены договориться с румынским правительством обо всех нюансах.



Одним из объяснений интереса «Русских машинах» к DAR является создание площадки для экспансии российских легковых авто после объединения с «АвтоВАЗом». О возможности такого альянса недавно сообщил глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов. Сейчас ФГУП полностью контролирует «АвтоВАЗ», а после реструктуризации к нему отойдет 75%+1 акция автоконцерна.



По всей видимости, «Рособоронэкспорт» был привлечен Кремлем для сохранения контроля над крупнейшим автопроизводителем РФ, а также развития российских национальных брендов. Однако, ФГУП не слишком успешно справляется с возложенными на него обязанностями, поэтому не против избавится от непрофильного актива или по меньшей мере разделить ответственность.



С.Чемезов считает, что 50%+1 акция «АвтоВАЗа» необходимо закрепить за российским капиталом, а вот блокпакет ФГУП готов продать стратегическому инвестору (Renault, Porsche и Fiat). Интересно, что контрольный пакет, согласно замыслу главы ФГУП, необходимо разделить между «Русскими машинами» и любым других российским холдингом. Такой альянс «Рособоронэкспорт» считает «политически правильным решением».



То, что слияние «АвтоВАЗа» и ГАЗа возможно уже в ближайшем будущем косвенно подтверждает начавшаяся реструктуризация крупнейшего российского производителя легковых авто. «Рособоронэкспорт» и «Тройка Диалог» должны закончить ликвидацию перекрестной собственности акций на «АвтоВАЗе» примерно через полтора года.



Стоит также отметить, что руководство АвтоВАЗа неоднократно заявляло, что заводу нужен современный бензиновый двигатель для новых моделей, поэтому приобретение DAR было бы как раз кстати. Совместно с новой канадской платформой, румынские двигатели позволят россиянам создать достаточно качественный и недорогой автомобиль.



Таким образом, если О.Дерипаске удастся консолидировать формально или фактически активы «АвтоВАЗ» и DAR, то он автоматически станет крупнейшим автопроизводителем Центральной и Восточной Европы. Более того, выпускаемые российские авто являются прямыми конкурентами машин украинского производства, поскольку находятся в том же ценовом сегменте. Ситуацию для «Укравто» усугубляет тот факт, что в своей маркетинговой стратегии «Русские машинамы» будут опираться на ресурсы «Рособоронэкспорта», тогда как украинцы могут рассчитывать только на свои силы.