На приход весны мировой рынок цветных металлов отреагировал ростом цен. Большинство металлов дорожало, аналитики повышали свои прогнозы, а спекулянты продолжали зарабатывать на биржевых играх.
За последние годы приток финансовых средств в сектор цветных металлов привел к росту заключаемых на биржах контрактов. Объем таких контрактов вырос с $5 млрд. в 1993 г. до $110-120 млрд. в 2006 г. По итогам I квартала 2007 г. становится понятным, что приток инвестсредств продолжит расти, при этом все больше участников биржевых торгов не заинтересованы в физическом приобретении металла, только в перепродаже.
Нарушение прежнего механизма формирования цен, зависящего от спроса-предложения, затруднило формирование прогнозов даже в краткосрочной перспективе. Все чаще звучит новая формула – 1 т цветного металла стоит на рынке ровно столько, сколько за нее заплатит покупатель.
Поддержку высокому ценовому уровню в 2007 г. окажут не только биржевые спекулянты. Мировые финансисты призывают США пересмотреть реальную стоимость доллара, что может привести к снижению его курса против ряда других валют еще в I полугодии. А ослабление доллара не даст упасть ценам на основные биржевые металлы. Еще одним признаком сложившейся на сегодня ситуации в горнодобывающей отрасли является увеличение инвестиций в разведку и развитие новых месторождений, в том числе, и на территории стран с высокими политическими рисками.
Непрекращающийся рост цен на большинство цветных металлов спровоцировал восстановление интереса к разработке новых месторождений, начало эксплуатации которых может вызвать переизбыток металлов на рынке. Еще один современный фактор риска: рекордно высокие цены, казалось бы, выгодные производителям металла, могут привести к потере контроля за реальными процессами на мировом рынке и к усилению зависимости от действий перекупщиков и различных фондов.
Кроме того, постоянно растущие цены вынуждают потребителей цветных металлов во всех возможных случаях искать замену столь дорогому компоненту, что в итоге может стать причиной падения реального спроса и потребления биржевых металлов. Как бы то ни было, но в ближайшее время всем настоящим потребителям цветных металлов, да и производителям тоже, необходимо адаптироваться к новым рыночным реалиям и работать по новым правилам.
Периодически проходящие биржевые коррекции цен на сырье, так называемое «снятие спекулятивной пены», влечет за собой фактически мгновенную реакцию фондового рынка и падение акций горнодобывающих компаний. Наиболее устойчивыми к таким колебаниям оказываются крупные компании, что способствует дальнейшей консолидации в секторе. В марте был завершен процесс объединения производителей алюминия РусАла, СУАЛа и глиноземных активов Glencore в единую компанию «Российский алюминий».
В марте Freeport-McMoRan Copper&Gold заявила об окончании сделки по приобретению производителя меди Phelps Dodge. В результате сделки рынок получил игрока с объемом производства свыше 1,7 млрд. т меди в год. 26 марта англо-швейцарская добывающая компания Xstrata сообщила о том, что сделала предложение о покупке канадской LionOre Mining International за 4,6 млрд. канадских долларов ($4 млрд.). Напомним, что в сектор никеля Xstrata вошла только год назад, приобретя компанию Falconbridge.
В марте рынок цветных металлов не обошелся без традиционных форс-мажоров. Продолжились проблемы с поставками олова из Индонезии, по рынку поползли слухи, что объем производства олова в этой стране сократится на 39% – до 90 тыс. т. Стоимость металла тут же резко пошла вверх, постепенно достигнув рекордную отметку в $14125/т. Как только появились комментарии о том, что угроза существенного сокращения поставок металла из Индонезии является преувеличенной, цены на металл упали до $13100/т, что является минимальным значением с 6 марта.
Изменение уровня биржевых запасов, как всегда, оказывало влияние на формирование цен на основные виды металлов. В частности, критической в марте можно назвать ситуацию с объемами запасов никеля, иногда не дотягивающими до уровня дневного мирового потребления. Естественно, что это дало толчок и без того крайне высоким ценам на металл – 16 марта никель преодолел планку в $50000/т.
Большинство аналитиков предполагают, что в среднесрочной перспективе не стоит ожидать снижения цен на основные виды металлов и сырья, потребление которых со стороны развивающихся экономик, в первую очередь – Китая и Индии, будет постоянно расти.
Алюминий
В марте на мировом рынке алюминия не отмечалось никаких катастроф, угрожающих уменьшением поставок бокситов, глинозема или собственно самого металла. Ценовой уровень на ЛБМ несколько изменялся под воздействием общей коррекции и данных о негативных индексах экономического США, но существенных падений-взлетов цен на было. В течение месяца биржевые цены на алюминий держались в хорошем диапазоне $2700- 2800/т.
По данным Международного института алюминия (IAI), мировое производство первичного алюминия за январь-февраль 2007 г. выросло на 2,37% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. и составило 3,927 млн. т. Рост производства отмечался практически во всех регионах, в Западной Европе объем выпуска металла не изменился. За два месяца наибольшие темпы роста традиционно продемонстрировал Китай (+39,7%). Дальше эта тенденция будет только укрепляться.
По предположениям китайских экспертов, мощности по производству глинозема в Китае вырастут с 13,7 млн. в 2006 г. до 20 млн. т в год в 2007 г., что позволит существенно нарастить объемы производства алюминия. Китай прогнозирует и рост внутреннего спроса на крылатый металл – на 28% по сравнением в предыдущим годом, до 10,8 млн. т. Излишек же будет экспортироваться.
Усилия официального Пекина по сокращению экспорта металла и увеличение экспортной пошлины в конце прошлого года принесли определенный результат. Так, в феврале вывоз первичного необработанного алюминия из Китая снизился на 41% по сравнению с февралем прошлого года. Среди местных производителей ходят слухи о дальнейшем ужесточении торговой политики Китая, что может привести к затовариванию внутреннего рынка страны и закрытию мощностей. Но определенных сигналов из Поднебесной рынок еще не получал.
В принципе, в мире отмечается стабильно высокий спрос на металл и особого избытка предложения не ожидается. Представители отрасли склоняются к прогнозу, что цены на крылатый металл снижаться не будут. Поддержку ценам окажут высокие цены на энергоносители, удешевления которых не ожидает никто. Генеральный директор «Российского алюминия» Александр Булыгин прогнозирует возможный рост цен на алюминий до $4000/т в течение ближайших двух лет.
Медь
Ценовая ситуация для производителей меди в марте была более чем благоприятной, стоимость металла на бирже практически все время росла. Ниже $6000/т медь не торговалась, к концу месяца цена вышла на уровень выше $6750/т.
В марте мировые поставки уменьшились на 14%, запасы на лицензионных складах также сокращались. Неопределенность с отгрузками вызвали опасения по поводу сокращения объемов добычи металла с чилийского месторождения Radomiro Tomin из-за пожара на предприятии. Кроме того, в начале месяца началась забастовка работников компании Luanshya Copper Mines (Замбия). Еще одним важным фактором, оказавшим поддержку ценам на медь, стал растущий спрос со стороны Китая и опубликованные данные об увеличении почти вдвое импорта меди в Китай в 2006 г., в феврале же текущего года ввоз меди и медной продукции в Поднебесную на 70% превысил показатели аналогичного месяца прошлого года. В январе-феврале собственное китайское производство меди сократилось на 4,8% на фоне недостатка сырья, спрос на медную продукцию в стране вырос практически вдвое.
Эксперты ожидают роста потребления меди и со стороны Европы и США, запуска новых мощностей раньше II полугодия ожидать не стоит. Вероятнее всего, тенденция роста цен на красный металл сохранится до середины года. Затем в случае успешного запуска анонсированных добывающих и обогатительных предприятий и на фоне летнего снижения активности потребителей возможна коррекция стоимости меди, но в любом случае дешевым красный металл уже не станет.
Никель
За последние 12 месяцев запасы никеля упали на 90%, в марте участники биржевых торгов с тревогой отслеживали объемы запасов металла и часто констатировали, что склады оставались практически пустыми. Спрос же на никель продолжает расти, особенно со стороны производителей нержавеющей стали, а еще больше со стороны инвестфондов, которых и обвиняют в искусственном взвинчивании котировок.
Ценовая динамика просто впечатляет: в феврале 2006 г. стоимость никеля составляла $14978/т, а 19 марта цена дошла до $50345/т. Трейдеры отмечали практически полное отсутствие реальной торговли никелем, при пиковых котировках металл продавали только владельцы опционов на продажу.
После этих рекордных значений цены несколько снизились, во-первых, из-за прогнозов, что производители нержавейки перейдут на более дешевое сырье; во–вторых, российский «Норникель» несколько увеличил объемы поставок на склады ЛБМ. До конца марта стоимость металла держалась в пределах $42000-45000/т. Эксперты склоняются к мнению, что цены около $50000/т имеют все шансы продержаться несколько месяцев, т.к. перспектив пополнения запасов нет. Инвестфонды продолжают скупать контракты на никель в ожидании дальнейшего роста спроса на металл.
Цинк
В течение марта цены на цинк не отличились особыми достижениями, изменяясь в пределах $3170 – $3 312 за тонну. Объем складских запасов не вызывал опасений, с поставками металла тоже все было в порядке. По данным Международной группы по изучению цинка и свинца (ILZSG) в январе на мировом рынке цинка наблюдался избыток продукции. Особый вклад в рост предложения (на 6,6%) внесли производители из Мексики и Китая, потребление металла в январе снизилось на 2,5% за счет падения показателей в Китае. Экспорт из Поднебесной продолжил расти.
ILZSG констатирует, что за последние полгода цены на цинк снизились на 30%. В среднесрочной перспективе спрос на металл будет поддерживаться за счет потребления в строительной промышленности и производителей оцинкованной стали. Выпуск цинка продолжит расти, так что роста цен ожидать не стоит.
Титан
Мировой рынок титана обречен на рост в связи с увеличением спроса со стороны основного потребителя продукции отрасли – авиастроения. Авиаторы наращивают как выпуск собственно самолетов, так и процент использования металла в воздушных лайнерах. Недостаток титанового сырья и лома металла поддерживают высокие цены в отрасли. Практически все мировые производители объявили о планах расширения выпуска титана.
«Темная лошадка», грозящая неопределенностью на рынке, – это Китай. Здесь в 2006 г. было произведено около 12 тыс. т губчатого титана, к 2010 г. китайские предприятия намерены увеличить производство в 10 раз, но точных цифр по КНР никто не знает. В долгосрочной перспективе рынок опасается неконтролируемых поставок металла из «Поднебесной».