Как вернуть кокс?

Share

Уже который год отечественные метпредприятия испытывают нехватку кокса, притом, что значительная часть этого сырья уходит на экспорт. Какие бы меры не принимало государство, проблему дефицита решить не удается. Сложившаяся парадоксальная ситуация может сорвать производственные планы отечественных металлургов на этот и следующий год. Крупные меткомбинаты уже приостановили работу некоторых своих мощностей, а коксохимики, после введения лицензирования вывоза, не смогут проводить дальнейшую модернизацию своих мощностей из-за сокращения экспортной валютной выручки. Как показывает практика, отраслевые балансовые совещания способны лишь отчасти решить проблему, а государство же пытается урегулировать ситуацию рыночными механизмами, которые, отнюдь, не являются таковыми.


 


Согласно данным объединения коксохимических предприятий «Укркокс» производство кокса за девять месяцев текущего года выросло на 7,6% и достигло 16,6 млн. т. По сути, этот показатель должен вселять оптимизм. Ведь, Госпрограмма развития и реформирования ГМК до 2011 г. гласит, что в 2003 году было произведено 20,7 млн. т сырья.


 


Кроме того, по той же Госпрограмме, в 2005 г. планируется произвести 21 млн. т, а в 2011 – выйти на уровень 22 млн. т. Вполне очевидно, что, удерживая такие темпы роста, внутреннее производство должно превысить эти показатели уже в этом году. Но, несмотря на эти радужные перспективы, гендиректор «Укркокса» Анатолий Старовойт прогнозируется дефицит кокса в нашей стране.


 


По его мнению, ситуация с обеспечением меткомбинатов коксохимической продукцией может обостриться в связи с тем, что шахта «Краснолиманская» еще не вышла после пожара на требуемую проектную мощность по добыче коксующего угля. Кроме того, у предприятий возникнут проблемы с импортом из-за нехватки грузовых вагонов. Кроме того, не прекращается поток взаимных обвинений между производителями и сырьевиками.


 


Следует отметить, что предприятия, находящиеся в зоне влияния донецких промышленных групп, могли избежать этих проблем с поставками продукции коксохимов. На сегодняшний день ими контролируются около 75% всего рынка кокса в Украине. Однако в декабре 2003 года ЗАО «АРС» инициировал покупку 1,5-2 млн. т американского сырья, поскольку предложение из России стало сокращаться.


 


Согласно данным «Укркокса», за восемь месяцев текущего года из России было вывезено 605,64 тыс. т кокса, что на 78,46 тыс. т меньше, чем в прошедшем году. К тому же в августе возобновились поставки из Японии. В целом, большая часть недостающего сырья восполняется сейчас за счет поставок с Алтайского коксохимического завода.


 


Парадоксально, но на фоне колоссального внутреннего спроса, идет активный вывоз кокса за рубеж. Напомним, что ежемесячный дефицит сырья в нашей стране превышает 100 тыс. т при общей потребности 1,4-1,5 млн. т. Так, по данным «Укркокса» экспорт за восемь месяцев этого года сократился на 17,2% до 244,4 тыс. т. И, тем не менее, это больно «бьет» по метпредпритиям. Но, следует заметить, что и валютная выручка коксохимиков уменьшилась на 66,06 млн. долл., которые могли быть потрачены на модернизацию основных фондов.


 


Отметим, что в себестоимости тонны украинской стали на кокс приходится 100-150 долл. На внешних рынках этот вид металлургического сырья подорожал с 143 долл./т в 2003 году до 440 долл./т в начале 2004-го. Возможно, что этот фактор также сыграл злую шутку с отечественными производителями стали, которые, при нехватке сырья в Украине, не смогли импортировать сырье по высокой стоимости. Поэтому и были остановлены некоторые доменные печи.


 


Из-за неспособности металлургов и сырьевиков договориться между собой и нормализовать ситуацию с обеспечением предприятий теряют как первые, так и вторые. Сталевары “Запорожстали” и ММК им. Ильича вынуждены гасить печи из-за перебоев в поставках кокса. Отреагировав на это, государство приняло решение дополнительно прижать сырьевиков, в перспективе лишив их части экспортной выручки.


 


Но, как не обещало государство применять рыночные механизмы в отрасли, так у него и ничего не вышло. Возможно, жизнь промышленникам немного облегчило введение ограничений на вывоз кокса из страны. Для этого была введена регистрация контрактов на его экспорт. Применить эту меру пообещало заместитель министра Минпромполитики Украины Анатолий Федяев, выступая на балансовом совещании в ПХО “Металлургпром”.


 


Так, 3 июня официально вступило в силу постановление Кабмина, согласно которому подлежат лицензированию экспортные поставки кокса и полукокса из каменного угля. При этом А.Стровойт активно выступал против административного давления, так как «страдать будут и те (сырьевики), и те (промышленники)».


 


Напомним, что в марте был также подписан меморандум о согласовании действий, в котором предприятия железорудной, коксохимической и ферросплавной промышленности обязались поставлять металлургам продукцию по ценам, зафиксированным 1 января 2004 года.


 


Одновременно Антимонопольный комитет разослал предприятиям отрасли «обязательные к рассмотрению рекомендации». Также 1 апреля правительство ввело обязательное декларирование изменения цен в горнорудной и металлургической промышленности. Однако эти меры не дали должных результатов – внутреннему рынку не полегчало, а «козлами отпущения» на этот раз сделали сырьевиков.


 

Проблема обеспечения отечественным коксом стоит как перед украинскими коксохимиками, так и перед металлургами уже не первый год. Но под конец текущего года, учитывая фактор снижения темпов импорта, дефицит может приобрести угрожающий характер, что может привести к существенному снижению темпов производства металла. А это означает срыв планов «Металлргпрома» по увеличению в 2005 году выплавки стали на 9% – до 42,2 млн. т.